МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
«ПОМОЩНИК ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»
для студентов специальности 31.05.01 «Лечебное дело»
ВВЕДЕНИЕ
Практика в качестве помощника палатной медицинской сестры проводится в IV семестре по окончании теоретического обучения. Базами для проведения практики являются городские клинические больницы г. Кемерово, а также больницы городов Кемеровской области – согласно заключенным договорам.
Не менее, чем за 1 месяц до начала практики отдел практики совместно с преподавателем – руководителем практики проводят общее собрание со студентами 2 курса, на котором знакомят студентов с программой практики и оглашают порядок распределения студентов различных учебных групп по базам практики.
С программой практики студент также может ознакомиться на сайте медицинской академии.
Структура отчета отражает виды работ по практике, включая самостоятельную работу студентов, в нем указывают приобретенные умения.
Основной формой контроля практики является «Дневник производственной практики» (Приложение 1).
Каждый студент заполняет дневник с подробным описанием выполненной работы за текущий день. Ежедневно дневник подписывает старшая медицинская сестра отделения и преподаватель от кафедры, ответственный за проведение практики. В дневнике студент указывает характер выполненной им работы и перечисляет все практические умения, которыми он овладел.
Перечень умений, которые студент освоил за период практики, помещается в дневник практики студента в форме сводной таблицы (Приложение 2).
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета студента и отзыва (характеристики) руководителя практики от лечебного учреждения (Приложение 3).
При написании характеристики по итогам практики должны быть отражены: уровень теоретической подготовки; владение практическими навыками и манипуляциями; выполнение основ этики и деонтологии; проведение санитарно-просветительской работы, а также деятельность студента в период практики. Указывается степень теоретической подготовки студента, качество выполненной работы, отражается трудовая дисциплина студента, недостатки в работе студента, если они имели место.
По итогам аттестации выставляется оценка. Оценка заносится в соответствующую графу зачетной книжки студента.
Кураторами практики студентов от медицинского университета являются преподаватели кафедры, с которыми решаются все текущие вопросы практики на рабочем месте. О преподавателях, назначенных руководителями практики, сообщается на общем собрании перед началом практики.
Обязанности руководителя практики.
До выхода студентов на практику:
- ознакомить студентов с программой практики;
- с требованиями, предъявляемыми к внешнему виду;
- с правилами ведения отчетной документации на практике;
- сообщить о месте и времени прохождения производственной практики
- о порядке проведения аттестации
В период прохождения производственной практики:
- в день выхода студентов сопроводить их на рабочие места;
- совместно с общим руководителем провести инструктаж по ТБ;
- регулярно следить за соблюдением студентами трудовой дисциплины, внешнего вида, правил внутреннего распорядка;
- регулярно контролировать ведение дневников и другой документации;
- оказывать необходимую помощь студентам в совершенствовании исполнения обязательных манипуляций;
- консультировать студентов по вопросам практики;
- оказывать помощь студентам и проверять готовность отчетной документации студентов к аттестации практики;
- осуществлять контроль выполнения графика работы студентов, совместно с непосредственными руководителями, за правильностью занятости студентов в период практики.
Обязанности студента на практике:
- Своевременно пройти медицинский осмотр.
- Явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики.
- Получить пакет документов в отделе практики.
- В первый день практики прийти на базу практики к 8 часам утра, и представиться общему руководителю (главной м/с, зам. главного по лечебной работе).
- Быть одетым строго по форме и следить за ее чистотой. Иметь сменную обувь.
- Работать строго по графику. Продолжительность практики 6 часов в день. Пропущенные дни, даже по уважительной причине, отрабатываются в дополнительное время.
- Ознакомиться с документацией структурных подразделений ЛПУ (поликлиника, стационар, приемный покой, в отделениях - процедурные кабинеты, пост и т.д.).
- Активно участвовать в общественной жизни структурных подразделений, а также в санитарно-просветительной работе.
- Бережно относиться к имуществу лечебно-профилактических учреждений.
- Быть дисциплинированными, спокойными и вежливыми в обращении с товарищами по работе, с больными и их родственниками, в отделениях соблюдать тишину и порядок.
- Ежедневно и аккуратно вести дневники, заполнять листы обязательных манипуляций.
- Ежедневно подавать дневники на проверку непосредственным руководителям практики.
Цели и задачи производственной практики
Целями практики являются:
- ознакомление студентов с работой лечебно-профилактических учреждений;
- обучение студентов основным этапам работы палатной медицинской сестры;
- применение студентами на практике в условиях стационара основных манипуляций палатной медицинской сестры;
- воспитание неукоснительного соблюдения правил деонтологии и этики.
Задача практики – овладение основными практическими умениями палатной медицинской сестры (в отделениях различного профиля клинического стационара). Указанная задача включает в себя:
- знакомство со структурой и организацией работы многопрофильных лечебных учреждений;
- знакомство с работой отделений терапевтического профиля, диагностических и лечебных кабинетов, приемного отделения, внутрибольничной аптеки;
- изучение оформления листов назначений, правил выписки, получения, хранения и выдачи лекарственных средств пациентам;
- знакомство с упаковками лекарственных средств и листками-вкладышами (в объёме лекарственных средств, имеющихся на сестринских постах и во внутрибольничной аптеке и др.);
- приобретение навыков ухода за тяжелобольными (уход за кожей и профилактика пролежней, смена нательного и постельного белья, подача судна и мочеприемника, помощь при приёме пищи);
- освоение основных умений наблюдения за больными (оценка состояния сознания, исследование пульса, измерение АД, термометрия);
- отработка практических умений при проведении следующих процедур: кислородотерапия, кварцевание помещений, постановка банок, горчичников, грелок, компрессов, очистительных клизм, промывание желудка, а также закапывание капель в глаза, нос, уши, раздача лекарственных форм пациентам;
- ознакомление с характером санпросветработы в лечебном учреждении.
В результате прохождения практики студент должен:
Знать:
- основные этапы работы палатной медицинской сестры;
- требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала;
- уровни мытья рук;
- сущность лечебно-охранительного режима, его значение для пациента;
- приемы перемещения и изменения положения тела пациента в постели;
- принципы гигиенического ухода;
- факторы риска и стадии образования пролежней;
- правила сбора и транспортировки грязного белья;
- цели и методы оксигенотерапии;
- понятие, виды, периоды лихорадки;
- основные принципы сбалансированного и рационального питания, характеристику основных лечебных столов;
- организацию питания пациентов в стационаре;
- виды клизм;
- показания, противопоказания и возможные осложнения при применении газоотводной трубки, катетеризации мочевого пузыря;
- технику безопасности при работе с биологическими материалами;
- факторы риска возникновения несчастных случаев у пациентов различного возраста;
- факторы риска в работе медсестры (физические, химические, биологические, психологические);
- правила выписывания и получения лекарственных средств отделением в лечебно-профилактическом учреждении;
- правила хранения и учета наркотических, сильнодействующих, и дорогостоящих лекарств;
- принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа;
- знать потребности умирающего человека, его семьи, близких;
Уметь:
- работать с медицинской документацией поступающих больных;
- четко и своевременно выполнять все предписания;
- проводить антропометрию;
- проводить санитарную обработку больных, термометрию, заполнять температурные листы;
- подготовить постель больному, заменить постель тяжелобольному пациенту, обработать полость рта и носа, глаза, уши у тяжелых больных;
- ухаживать за ногтями, волосами, кожей пациента;
- оказать помощь при недержании мочи, кала;
- пользоваться функциональной кроватью и другими приспособлениями для создания удобного положения для больного;
- определять пульс, частоту дыхательных движений и т.д.;
- проводить простейшие физиотерапевтические процедуры (банки, горчичники, компрессы, грелки, пузырь для льда);
- собрать на лабораторное исследование мочу, кал, анализ мокроты, направить их в лабораторию;
- подготовить инструментарий для проведения очистительной, сифонной клизмы;
- оказать первую помощь больным при рвоте, болях в области сердца и т.д.;
- оказать помощь больному при возбуждении;
- контролировать состояние больного по данным следящей аппаратуры;
- осуществлять полную и частичную санитарную обработку пациента;
- производить осмотр пациента с целью выявления педикулеза, организовать соответствующие противоэпидемические мероприятия, пользоваться противопедикулезной укладкой;
- оформлять титульный лист «Медицинской карты стационарного больного»;
- оформлять карту выбывшего из стационара;
- регистрировать пациента в журнале учета приема больных и отказов от госпитализации;
- транспортировать больного в лечебное учреждение;
- использовать защитную одежду в практической деятельности;
- обрабатывать руки до и после манипуляции;
- обрабатывать руки и слизистые при контакте с биологическими жидкостями;
- готовить дезинфицирующие растворы различных концентраций;
- оказать первую помощь при попадании дезинфицирующих средств на кожу и слизистые;
- осуществлять дезинфекцию предметов ухода за пациентами, белья, инструментов;
- проводить влажную уборку помещений лечебно-профилактического учреждения с применением дезинфицирующих средств;
- проводить проветривание и кварцевание помещений;
- проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников;
- осуществлять безопасную транспортировку пациентов;
- пользоваться функциональной кроватью;
- оказать помощь пациенту при изменении положения тела в постели;
- применять грелку, пузырь для льда, горчичники, банки;
- поставить холодный, горячий, согревающий компресс;
- измерять температуру тела в подмышечных впадинах и регистрировать результаты измерения;
- проводить дезинфекцию термометров и правильно хранить их;
- оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки;
- составить порционное требование;
- кормить тяжелобольного из ложки и поильника;
- осуществлять уход за пациентом с постоянным катетером;
- осуществлять контроль физиологических отправлений;
- оказать помощь при рвоте;
- промыть желудок пациенту, находящемуся в сознании;
- взять промывные воды желудка на исследование;
- работать с листом назначений;
- оформлять направления на лабораторные и инструментальные исследования;
- собрать мокроту на общий анализ и для бактериологического исследования;
- собрать мочу на общий анализ, для исследования по методу Нечипоренко, по Зимницкому, на глюкозу, диастазу и для бактериологического исследования;
- взять материал на копрологическое исследование, на определение скрытой крови, яйца гельминтов, для бактериологического исследования;
- транспортировать биологический материал в лабораторию;
- раздать лекарственные средства для энтерального применения;
- обучить пациента правилам приема различных лекарственных средств;
- подготовить пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительной и мочевыделительной систем;
- подготовить пациента к УЗИ;
- осуществлять этапы сестринского процесса и их документальное оформление;
- констатировать биологическую смерть и обращаться с трупом.
Владеть:
- методикой санитарной обработки лечебных и диагностических помещений лечебного учреждения;
- простейшими методами физического воздействия на организм больного;
- методикой ухода за больными с заболеваниями различных органов и систем;
- особенностями ухода за тяжелобольными и агонирующими больными.
Примерная тематика санбюллетеней:
- Как пережить жару.
- Как жить с сахарным диабетом (гипертонической болезнью, бронхиальной астмой, язвенной болезнью).
- Как жить после инфаркта миокарда (инсульта).
- Болезни «грязных рук».
- Питание пациента (с ИБС, гипертонической болезнью, сахарным диабетом, язвенной болезнью, заболеваниями мочевыделительной системы, избыточной массой тела, пожилого и старческого возраста).
- Туберкулез.
- Вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков).
- Вирусный гепатит (А, В, С).
- ВИЧ: мифы и реальность.
- Факты о генномодифицированных продуктах.
- Ложная энергия (энергетические напитки).
Список тем рефератов:
- Философия сестринского дела.
- Медицинская этика и деонтология в современных условиях (биомедицинская этика).
- Этика и деонтология при работе обучающихся в отделении.
- Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний.
- Особенности дезинфекции различных предметов ухода и медицинского назначения.
- Правила эксплуатации, хранения и техники безопасности при работе с инструментарием и электроаппаратурой.
- Безопасная транспортировка тяжелобольного внутри лечебного учреждения. Основы эргономики и биомеханики.
- Внутрибольничная инфекция.
- Современные подходы к организации диетического питания больных в стационаре.
- Пролежни: причины, профилактика, лечение.
- Стандарты ведения больных с пролежнями.
- Профилактика острых аллергозов.
- Немедикаментозные методы лечения.
- Профилактическая медицина.
- Особенности работы медицинских сестер в отделениях сестринского ухода.
- Особенности работы медицинских сестер в хосписах.
- Обучение пациентов и их родственников приемам самоконтроля.
- Обучение пациентов и их родственников приемам самопомощи.
- Особенности ухода за больными с патологией органов дыхания.
- Роль и место небулайзерной терапии в ведении больных с пульмонологическими заболеваниями.
- Кислородотерапия у больных с хроническими заболеваниями дыхательной системы.
- Особенности ухода за больными с патологией органов кровообращения.
- Диета для больных с атеросклерозом.
- Особенности ухода за больными с патологией мочевыделительной системы.
- Особенности ухода за больными с патологией органов пищеварения.
- Особенности ухода за больными с поражением костно-мышечной системы.
- Уход за больными пожилого и старческого возраста.
- Причины и факторы риска преждевременного старения.
- Особенности реакций на болезнь и стресс у лиц пожилого и старческого возраста.
- Основные методы определения биологического возраста человека.
- Особенности общения, сбора информации и выполнения этапов сестринского процесса у лиц пожилого и старческого возраста.
- Питание при подагре.
- Современные подходы к реанимации больных.
- Проблемы констатации времени смерти: правовые и этические аспекты.
-
-
- Список вопросов для подготовки к зачёту (в полном объёме):
-
- Этика и деонтология в работе медицинской сестры.
- Основные принципы организации работы приемного покоя больницы. Прием больных в стационар. Обязанности медицинской сестры приёмного покоя.
- Преемственность в работе больницы и поликлиники.
- Структура и принципы работы терапевтических отделений больницы. Понятие о больничном режиме.
- Гигиена медицинского персонала.
- Санитарная обработка больных в приёмном покое (обработка больного при обнаружении педикулёза). Личная гигиена больного.
- Правила организации и проведение гигиенических ванн.
- Промывание желудка, техника проведения.
- Уход за ушами, носом, глазами больного.
- Техника проведения дуоденального зондирования.
- Клизмы, виды клизм. Проведение очистительной клизмы.
- Измерение температуры тела.
- Правила ухода за тяжелобольным, смена нательного и постельного белья.
- Техника антропометрических измерений.
- Наложение согревающего компресса.
- Профилактика пролежней и их лечение.
- Правила транспортировки больных на каталке, носилках и руках.
- Осмотр на наличие педикулеза и санобработка.
- Определение пульса. Характеристики пульса.
- Измерение артериального давления по методу Короткова.
- Сбор биологического материала (мокроты, мочи, кала) для лабораторного исследования.
- Подготовка больного к рентгенологическому исследованию (мочевой системы, желудка, тонкого и толстого кишечника).
- Подготовка больного к УЗИ органов брюшной полости, к эндоскопическим исследованиям органов пищеварения, экскреторной урографии.
- Питание больных. Техника зондового кормления.
- Первая помощь при гипертермическом, судорожном синдромах.
- Первая помощь при рвоте; приступе бронхиальной астмы, кровотечении.
- Техника непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких
Основная литература:
- Андреева Т.А. Общий уход за больными Учебное пособие М. РИОР 2005 г.
- Бойко Ю.М. Палатная медсестра Учебное пособие. Издательство Феникс М. 2001 г.
- Моисеев В.С., Моисеев С.В., Кобалава Ж.Д. Внутренние болезни с основами доказательной медицины и клинической фармакологией. ГЗОТАР – Медиа., М. – 2008 г.
- Ослопов В.Н, Богоявленский О.В. — Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Гэотар-Мед, 2007 г.
- Пауткин Ю.Ф. Элементы общего ухода за больным. Учебное пособие. – М., 2003 г.
- Пауткин Ю.Ф. Климов А.Е. Ведение больного в хирургической клинике. Руководство для студентов. – М., 2007 г.
- Петров С.В. Общая хирургия . Учебник. – М., 2007 г.
- Туркина Н.В., Филенко А.Б., и др. Общий уход за больными. – М : Товарищество научных изданий КМК, 2007 – 550 с
Дополнительная литература:
- Гребнев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.И. Основы общего ухода за больным - М., 1999 г
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике (для медицинских училищ) – М., 1995 г
Приложение
ФГБОУ ВО КемГМУ МЗ РФ
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
ДНЕВНИК
ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПОМОЩНИК ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»
студента II курса лечебного факультета, группы № _________
___________________________________________________
( фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики ________________________
__________________________________________________________________
(район, город, больница)
Сроки прохождения практики: с "___" ___________ 20__г.
по "___" ___________ 20__г.
Руководитель практики:
____________________________
(ФИО преподавателя кафедры)
Практика зачтена с оценкой «__________________»
(подпись преподавателя кафедры)
Кемерово, (год)
страница 2
I. Характеристика лечебного учреждения, отделения.
страница 3
II. Инструктаж по технике безопасности.
С инструкцией по технике безопасности ознакомлен __________________
(ФИО, подпись)
Инструктаж провел ____________________________________________
(должность, ФИО)
Дата
Печать лечебного учреждения
страница 4 и далее
III. Ежедневный отчет о работе
Дата / время |
Содержание и объем выполненной работы |
Кол-во |
Подпись м/с |
7.07.12 8.00-9.15
9.15-10.15 10.15-12.00
12.00-13.00
13.00-14.00 |
Пульмонологическое отделение Делал инъекции
Кварцевание палат Раскладывал таблетки для приема в обед и ужин Провожал больных на УЗИ Провожал больных на рентгенологическое исследование Производил контроль санитарного состояния и обработку тумбочек Помогал кормить тяжелобольных Расклеивал результаты лабораторных исследований в истории болезни |
5
10 3
30 3
2
30 2 15 |
|
Примечание: в дневнике, помимо ежедневной практической деятельности, отражается санитарно-просветительская работа студента, участие в конференциях и др.
Приложение 1
Сводный отчет по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
«ПОМОЩНИК ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»
Студента (ФИО) ____________________________________________________
Группы № _____ II курса лечебного факультета,
проходившего практику с _________ по _________ 20__ г.
на базе ________________________________ больницы _________________
(наименование лечебного учреждения) (города/района)
в ____________________________ отделении
№ п/п |
Наименование практических умений |
Кол-во |
1 |
Заполнение титульного листа медицинской карты стационарного больного |
|
2 |
Выявление педикулеза, полная и частичная санитарная обработка больного |
|
3 |
Приготовление дез.растворов, влажная обработка помещений отделения |
|
4 |
Определение роста, массы тела, окружности грудной клетки пациента |
|
5 |
Взятие мазка из зева и носа |
|
6 |
Выполнение описи вещей больного |
|
7 |
Транспортировка больного, перекладывание больного с каталки на постель |
|
8 |
Прием и сдача дежурств |
|
9 |
Учет, хранение, раскладывание и раздача лекарств |
|
11 |
Смена нательного и постельного белья, пользование функциональной кроватью |
|
12 |
Проведение утреннего туалета больного |
|
13 |
Подача подкладного судна, мочеприемника, подмывание больного |
|
14 |
Профилактика и лечение пролежней |
|
15 |
Уход за глазами, ушами, полостью рта и носа |
|
16 |
Раздача пищи больным, кормление тяжелобольного, введение пищи через назогастральный зонд, уход за зондом и стомой |
|
17 |
Составление порционного требования |
|
18 |
Измерение температуры тела, определение частоты пульса и дыхания, измерение АД, регистрация результатов |
|
19 |
Сбор мочи, кала, мокроты для лабораторного исследования |
|
20 |
Постановка горчичников, согревающего и холодного компрессов |
|
21 |
Подготовка и подача больному грелки, пузыря со льдом |
|
23 |
Постановка очистительной, сифонной, лекарственной клизмы |
|
24 |
Выполнение дуоденального зондирования |
|
25 |
Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером, введение газоотводной трубки |
|
26 |
Выполнение: а) подкожных инъекций |
|
б) внутримышечных инъекций |
|
|
27 |
Заполнение и постановка системы для внутривенного капельного вливания |
|
28 |
Подача увлажненного кислорода больному |
|
29 |
Подготовка больных к эндоскопическому, рентгеноскопическому, ультразвуковому исследованию |
|
Приложение 2
ХАРАКТЕРИСТИКА
студента ______________________________________ группы № ______ лечебного факультета ФГБОУ ВО КемГМУ МЗ РФ,
проходившего практику с ________по_______ 20________ г. на базе ___________________________________________________________.
__________________________________________________________________
За время прохождения практики «Помощник палатной медицинской сестры терапевтического отделения»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Старшая медицинская сестра отделения
_______________
(подпись)
М.П.