Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровская государственная медицинская академия»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

для студентов, обучающихся по специальностям

060101 «Лечебное дело»

060103 «Педиатрия»

060105 «Медико-профилактическое дело»

 

 

 

 

Кемерово 2015

 

Методические рекомендации для подготовки к экзамену по пропедевтике внутренних болезней для студентов, обучающихся по специальностям 060101 «Лечебное дело», 060103 «Педиатрия», 060105 «Медико-профилактическое дело» разработаны к.м.н., доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней ГБОУ ВПО КемГМА МЗ РФ  Протасовой Т.В.

 

 

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры протокол № ____ от «___»_____________2015 г.

 

Заведующий кафедрой:   ____________________________        Т.А. Раскина

 

 

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании ФМК

протокол  № ___  __________2015 г.

Председатель  ФМК  ______________д.м.н., проф. Н.В. Фомина

 

 

Согласовано:

Декан лечебного факультета

«___»___________2015 г. _________________д.м.н., проф. С. В. Калентьева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Подготовка к экзаменационной сессии и сдача экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента.

Основное в подготовке к сессии – это повторение всего материала  предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто умеет хорошо повторять материал, который был прослушан на лекциях, законспектирован и закреплен на практических и самостоятельных занятиях. Такое повторение предполагает обобщение, углубление, а в ряде случаев и расширение усвоенных за семестр знаний.

Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции либо слушал их невнимательно и не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал, который его товарищи усвоили серьезно, основательно и поэтапно в течение семестра. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом.

 

При подготовке к экзаменам необходимо помнить:

1. Готовиться к сессии надо с первых дней семестра: не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнять все практические и лабораторные работы.

2. Приступать к повторению и обобщению материала необходимо задолго до сессии (примерно за месяц).

3. В случае какой-либо неясности следует получить у преподавателя необходимые разъяснения на консультациях, проводимых по графику в течение семестра и перед экзаменами.

4. Готовиться к экзамену рекомендуется каждый день в одном и том же помещении и на одном и том же рабочем месте, т.к. в этом случае устанавливается ассоциативная взаимосвязь между окружающей обстановкой и процессом переработки информации. Это дает возможность в дальнейшем на экзамене воспроизводить все мельчайшие детали этой обстановки (что сделать довольно легко), а через установившиеся ассоциативные связи – саму информацию, которую требовалось запомнить непосредственно для экзамена. Возможны и другие искусственные приемы для запоминания, которых великое множество и которые должны быть в арсенале у каждого студента. Но одно из важных условий укрепления памяти – это ее постоянная тренировка. Хотя мысль о том, что повторение – мать учения, не оригинальна, нельзя лишний раз не сказать, что именно это упражнение – самое действенное и результативное.

5. Начинать повторение следует с чтения конспектов. Прочитав внимательно материал по предмету, приступить к тщательному повторению по темам и разделам. На этом этапе повторения следует использовать учебник и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу. Нельзя ограничиваться при повторении только конспектами, ибо в них все записано весьма кратко, сжато, только самое основное. Вузовские же дисциплины надо усвоить достаточно широко с учетом всей программы курса. Это можно сделать только с помощью учебника и дополнительной литературы.

6. Повторяя материал по темам, надо добиваться его отчетливого усвоения. Рекомендуется при повторении использовать такие приемы овладения знаниями:

а) про себя или вслух рассказывать материал;

б) ставить самому себе различные вопросы (как можно чаще) и отвечать на них (применять самоконтроль);

в) делать дополнительные записи, схемы, помогающие обобщить материал, синтезировать его;

г) рассказывать повторенный и усвоенный материал своим товарищам, отвечать на их вопросы и критически оценивать изложенное;

д) повторяя и обобщая, записывать в блокнот все непонятное, всякие сомнения, вновь возникающие вопросы и обязательно выяснить их на консультациях.

 

Повторение, в основном, надо закончить за день до экзамена, чтобы повторенный и закрепленный материал «отстоялся» в сознании и памяти. В этом случае останется некоторый резерв времени на доработку каких-либо упущений, а ответы на экзамене будут спокойнее, увереннее, без лишнего напряжения. Если студент приходит на экзамен, не прочитав целиком даже свой конспект, и продолжает «учить» у дверей аудитории, где его товарищи уже сдают экзамен, то он демонстрирует худший вид школярства, равнодушие к занятиям и безответственность.

В дни подготовки к экзаменам избегайте чрезмерной перегрузки умственной работой, придерживайтесь гигиенического режима, чередуйте труд и отдых.

Краткие паузы для отдыха устраивайте через 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий сделай перерыв на 30-40 минут. В это время можно сделать гимнастику, выполнить хозяйственно-бытовые дела, проветрить помещение, выпить стакан сока, молока или чая.

После перерыва надо сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.

Сразу после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд малопроизводителен). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, либо поспать (если есть потребность - это самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.

Не засиживайтесь за полночь. Сохраняйте в комнате общежития тишину, чистоту и порядок. Во время своего отдыха не мешайте готовиться товарищам. Хорошо, если в комнате создана деловая обстановка, где все одновременно работают или отдыхают.

Старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, и контролировать каждый день выполнения работы, старайтесь немного перевыполнить план. Тогда у вас всегда будет резерв времени.

В день, предшествующий экзамену, занимайтесь не более чем до 19 часов. Лучше до сна в этот день погулять где-нибудь в тихом месте (парк, лес), собраться с мыслями, но ни в коем случае не отвлекайтесь на посторонние дела. Утром обязательно позавтракайте.

После сдачи экзамена остаток дня посвятите отдыху, сходите на стадион или в кино.

Ни в коем случае не употребляйте спиртные напитки: даже в малых количествах они снизят твою работоспособность на несколько дней.

В период подготовки к экзаменам рекомендуется прием возбуждающих напитков (крепкий чай, кофе), но ни в коем случае нельзя применять различные фармакологические вещества (транквилизаторы, психостимуляторы, энергетики и пр.).

Не отчаивайтесь, если на экзамене получили не ту оценку, на которую рассчитывали. Несмотря на то, что экзамен в какой-то степени «лотерея», оценка, как правило, соответствует тому уровню знаний, который вы показали на экзамене.

Основой для определения оценки на экзамене служит уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебной программой дисциплины (критерии оценок – в Приложении 1).

 

 

ЭКЗАМЕН ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

 

Курс пропедевтики внутренних болезней изучается студентами на лечебном и медико-профилактическом факультетах в течение пятого и шестого семестра, на педиатрическом факультете – в течение четвертого и пятого семестров, на стоматологическом факультете – в течение четвертого семестра. По окончании курса на лечебном, педиатрическом и медико-профилактическом факультетах по названной дисциплине предусмотрен экзамен.

 

Экзамен проводится по экзаменационным билетам.

В каждом билете для лечебного  и медико-профилактического факультетов формулируются два теоретических вопроса (1 - синдром, 2 – симптоматика одного из распространенных заболеваний внутренних органов, протекающее в типичной форме, - представленная в виде ситуационной задачи), а также предлагается расшифровка одной ЭКГ и одного варианта лабораторных данных.

Для студентов педиатрического факультета в каждом билете формулируется один теоретический вопрос по семиотике заболеваний внутренних органов и одна ситуационная задача, а также предлагается расшифровка одной ЭКГ и одного варианта лабораторных данных.

Вопросы к экзамену для различных факультетов приводятся в данных методических указаниях (Приложения 2, 3, 4). Экзаменационные задачи аналогичны тем задачам, которые решались на практических занятиях (пример задачи представлен в Приложении 5).

 

Экзамены проводятся на базе ОКГВВ в экзаменационной аудитории (конференц-зале). Сменная обувь и халаты обязательны.

 

 

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

 

1. Организация экзамена

  1. Организация и проведение экзамена осуществляется в соответствии с Положением об организации учебного процесса (СМК-ОС-03-ПД-00.02-2013), Положением о системе контроля качества обучения (СМК-ОС-03-ПД-00.02-2013).
  2. Экзамен проводится в экзаменационной комнате на базе ОКГВВ (конференц-зал) в соответствии с утвержденным расписанием. Состав экзаменаторов утверждается на кафедральном совещании и фиксируется в протоколе кафедрального совещания.
  3. Студенты допускаются к сдаче экзаменов при наличии допуска, поставленного в зачётной книжке, заверенного подписью декана (зам. декана) факультета.
  4. При явке на экзамен студент обязан иметь при себе зачетную книжку, которою он предъявляет секретарю.
  5. Студент оглашает номер своего билета секретарю, получает листы ЭКГ, лабораторные данные и листы бумаги для подготовки плана и тезисов ответа. На подготовку к экзамену, который проводится в устной форме, студенту дается 45 минут.
  6. Секретарь вызывает студентов к экзаменаторам по мере завершения их работы с предыдущим студентом, при этом зачетная книжка студента остается у секретаря до окончания экзамена.
  7. Очередность студентов к экзаменаторам определяется получением экзаменационного задания. Возможность досрочного ответа согласовывается с зав.кафедрой (учебным доцентом) при отсутствии возражений у студентов, получивших билет раньше.
  8. После завершения ответа экзаменатор может задать студенту уточняющие и дополнительные вопросы. В случае наличия у студента пропусков лекций, экзаменатор может задать вопросы по пропущенным темам.
  9. Студент имеет право отказаться от ответа с получением оценки «неудовлетворительно».
  10. В случае несогласия студента с выставленной ему оценкой, по его письменному заявлению, заведующий кафедрой создает комиссию из 3-х утверждённых членов экзаменационной комиссии, которая принимает экзамен повторно в этот же день.
  11. По окончании экзамена экзаменаторы заполняют экзаменационные ведомости и зачетные книжки студентов. Успеваемость студентов определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Неудовлетворительная оценка заносится только в ведомость, в зачётную книжку не проставляется.
  12.  Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости словами «не явился» и заверяется подписью экзаменатора. Неявка на экзамен в назначенное время без уважительной причины засчитывается студенту как неудовлетворительная оценка.
  13. По окончании экзамена комплект билетов, ЭКГ и лабораторных данных возвращаются на кафедру, полностью заполненная экзаменационная ведомость передается в деканат.
  14. Зачетные книжки возвращаются студентам после подтверждения библиотекой отсутствия задолженности (по данной дисциплине).
  15. Зачетные книжки студентов, получивших «неудовлетворительно», возвращаются им секретарем сразу после получения оценки.
  16. Пересдача экзамена с неудовлетворительной оценкой осуществляется студентом по направлению деканата в рамках экзаменационной сессии до начала следующего семестра.
  17. Пересдача экзамена с положительной оценкой возможна по заявлению студента и разрешению проректора по учебной работе.
  18. Присутствие на экзамене посторонних лиц без разрешения ректора (проректора по учебной работе или декана факультета) не допускается.

 

2. Порядок проведения экзамена

  1. На подготовку к ответу студенту предоставляется 45 мин. с момента получения им билета и раздаточного материала.
  2. Экзамен проводится в устной форме (записи приветствуются).
  3. При подготовке к ответу студенту запрещается обсуждать полученные задания с окружающими, пользоваться любыми информационными ресурсами (шпаргалки, записи, электронные устройства, наушники и т.д.). При нарушении студентом данного требования к нему последовательно применяются дисциплинарные санкции: предупреждение, удаление с экзамена с выставлением в ведомость оценки «неудовлетворительно».
  4. Запрещается выносить из аудитории любые материалы, связанные с проводимым экзаменом.
  5. Исправления и помарки в билетах, бланках лабораторных данных и ЭКГ не допускаются.
  6. Порядок ответа на вопросы билета – на усмотрение студента. При ответе студент имеет право на свободное изложение материала в рамках вопросов билета. Дополнительные вопросы могут быть заданы после завершения студентом ответа на вопрос билета.
  7. При формировании заключения по ЭКГ студент обязан назвать критерии диагностики, обосновать заключение. При ответе рекомендуется сохранять последовательность протокола расшифровки ЭКГ (ритм, ЧСС, положение электрической оси (угол альфа), электрокардиографические синдромы).
  8. При интерпретации анализов студент обязан назвать критерии диагностики, обосновать заключение.
  9. Студенту предоставляется пересдача неудовлетворительной оценки до трёх раз. В третьем случае пересдача экзамена возможна только в письменной форме и комиссией в составе трёх утверждённых членов комиссии, назначенных заведующим кафедрой. Комиссия выносит окончательное решение по оценке знаний студента.

 

 

К вышесказанному можно лишь добавить, что преподаватель на экзамене ставит в качестве цели только оценить работу студента в течение всего периода изучения предмета, а не «завалить» его. Хорошо подготовленному студенту можно лишь невольно занизить оценку не более, чем на 1 балл, но поставить «неудовлетворительно» - невозможно.

Помните старое шутливое выражение: «На экзамене у студента нет большего врага, чем сам студент».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВЫПИСКА

ИЗ «ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ»

СМК-ОС-03-ПД-00.02-013 (30.05.2013):

10. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

10.1. Оценка «отлично» выставляется, если студент владеет знаниями предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает категории и проблемы дисциплины, самостоятельно и в логической последовательности излагает изученный материал, умеет выделять при этом самое существенное, свободно оперирует понятиями и фактами, четко формулирует ответы на поставленные опросы, свободно читает результаты анализов и других исследований, решает логические ситуационные задачи, показывая при этом определенный уровень клинического мышления и знакомство с основной учебной литературой по дисциплине.

10.2 Оценка «хорошо» выставляется, если студент владеет знаниями предмета почти в полном объеме с требованиями учебной программы, излагает материал без серьезных пробелов и ошибок, логично и правильно отвечает на поставленные вопросы, умеет решать ситуационные задачи, показывая способность и знания постановки диагноза и других лечебных и диагностических мероприятий, а также знакомство с учебной литературой.

10.3 Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент владеет основным объемом знаний по дисциплине, но проявляет затруднения как уровне самостоятельного мышления, так и при ответах на вопросы, ситуационные задачи, но недостаточно ориентируются вопросах клинической методологии и не владеет основными принципами деонтологии, обнаруживает проблемы в знакомстве учебной литературой.

10.4 Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не владеет основным минимумом знаний по предмету, не способен мыслить клинически, не может ответить на поставленные вопросы и не умеет решать ситуационные задачи даже с помощью наводящих вопросов, не ориентируется вопросах методологии, не знает деонтологических принципов, плохо знаком с учебной литературой.

13. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

13.4 Студенты допускаются к сдаче экзаменов при наличии допуска, поставленного в зачетной книжке, заверенного подписью декана (зам. декана) факультета. Студентам, занимающимся по цикловому расписанию, допуск проставляется перед началом последнего цикла.

13.9 В случае несогласия студента с выставленной ему оценкой, по его письменному заявлению, заведующий кафедрой создает комиссию из 3-х человек, которая принимает экзамен повторно в этот же день. В исключительных случаях, по заявлению студента и кафедры, ректор (проректор по учебной работе) вправе разрешить студенту пересдачу экзамена с уже полученной положительной оценкой.

13.10 Пересдача экзамена с неудовлетворительной оценкой осуществляется студентом в рамках экзаменационной сессии по направлению деканата.

 

14. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ИТОГАМ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

14.1  Имеющим академическую задолженность считается студент, не сдавший в установленные сроки хотя бы один экзамен или зачет, или не имеющий «зачтено» хотя бы по одной дисциплине учебного плана по результатам семестра.

14.2  Академическая задолженность должна быть ликвидирована студентом до начала нового семестра.

14.3 Студенту, имеющему задолженность по уважительным причинам, сроки сессии могут быть продлены по приказу ректора (проректора по учебной работе).

14.4 Студенту предоставляется пересдача неудовлетворительной оценки по каждой форме задолженности до трех раз. В третьем случае пересдача экзамена возможна только в письменной форме, экзамен принимается комиссией в составе трех человек. Комиссия выносит окончательное решение по оценке знаний студента и его профессиональной пригодности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерный перечень вопросов к экзамену и структура билета по пропедевтике внутренних болезней для студентов

ЛЕЧЕБНОГО факультета

 

I. Основные клинические синдромы

 

 

  1. острая сердечная недостаточность
  2. хроническая сердечная недостаточность
  3. о. сосудистая недостаточность (обморок, коллапс, шок)
  4. артериальная гипертензия
  5. нарушения сердечного ритма (ЭС, пароксизмальная тахикардия, мерцание-трепетание предсердий и желудочков)
  6. нарушения проводимости (блокады)
  7. коронарная недостаточность
  8. гипертензия малого круга кровообращения.
  9. хроническое легочное сердце
  10. нарушение бронхиальной проходимости
  11. уплотнение легочной ткани
  12. полость в легком
  13. повышенная воздушность легочной ткани (эмфизема)
  14. ателектаз (обтурационный и компрессионный)
  15. скопление жидкости в плевральной полости
  16. скопление воздуха в плевральной полости
  17. дыхательная недостаточность
  18. плевральное раздражение
  19. бронхиальное раздражение
  20. дисфагия
  21. желудочная диспепсия
  22. кишечная диспепсия
  23. абдоминальный болевой
  24. мальабсорбция и мальдигестия
  25. желтухи: печеночная, подпеченочная, надпеченочная
  26. портальная гипертензия
  27. гепатоспленомегалия
  28. холестаз
  29. цитолиз
  30. нефротический
  31. нефритический
  32. почечная артериальная гипертензия
  33. почечная эклампсия
  34. почечная недостаточность (острая и хроническая)
  35. анемия
  36. миелопластический
  37. геморрагический
  38. диабетическая и гипогликемическая комы
  39. ожирение и кахексия
  40. гиперфункция щитовид. железы (тиреотоксикоз)
  41. гипофункция щитовидной железы (гипотиреоз)
  42. гипер- и гипокортицизм
  43. хроническая гипергликемия
  44. суставной
  45. анафилактический шок

 

II.  Основы частной патологии (общие представления об этиологии и патогенезе, симптоматология, основные принципы лечения). Решение ситуационных клинических задач с выделением ведущих синдромов и постановкой простого диагноза по следующим нозологиям:

 

 

  1. Острый и хронический бронхит.
  2. Пневмония очаговая и крупозная.
  3. Бронхоэктатическая болезнь.
  4. Абсцесс легкого.
  5. Бронхиальная астма.
  6. Плевриты (сухие и экссудативные).
  7. Рак легких (центральный и периферический).
  8. Острая ревматическая лихорадка.
  9. Недостаточность митрального клапана.
  10. Стеноз левого атриовентрикулярного отверстия.
  11. Недостаточность клапана аорты.
  12. Стеноз устья аорты.
  13. Пороки трикуспидального клапана.
  14. Кардиомиопатии.
  15. ИБС: стенокардия.
  16. ИБС: инфаркт миокарда.
  17. Гипертоническая болезнь.
  18. Симптоматические артериальные гипертензии.
  19. Гастриты.
  20. Язвенная болезнь желудка и ДПК.
  21. Рак желудка.
  22. Гепатиты.
  23. Циррозы печени.
  24. Желчнокаменная болезнь.
  25. Острый гломерулонефрит.
  26. Хронический гломерулонефрит.
  27. Пиелонефрит.
  28. Мочекаменная болезнь.
  29. Постгеморрагическая анемия (острая и хроническая).
  30. В12- и фолиево-дефицитная анемия.
  31. Острый лейкоз.
  32. Хронический миелолейкоз.
  33. Хронический лимфолейкоз.
  34. Алиментарное и гипофизарное ожирение.
  35. Диффузный токсический зоб, зоб узловой.
  36. Сахарный диабет.
  37. Ревматоидный артрит.
  38. Остеоартроз.

 

 

 

III. РАСШИФРОВКА ЭКГ И ФОРМУЛИРОВКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ

(ритм, частота, эл. ось, электрокардиографические синдромы)

 

IV. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

(лабораторные симптомы, синдромы)

 

1. общий анализ крови

2. общий анализ мочи

3. общий анализ мокроты

4. биохимические пробы печени

5. анализ мочи по Нечипоренко

6. анализ мочи по Зимницкому

7. копрограмма

8. дуоденальное зондирование

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Примерный перечень вопросов к экзамену и структура билета по пропедевтике внутренних болезней для студентов

МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО факультета

 

I. Основные клинические синдромы

 

 

1. острая сердечная недостаточность

2. хроническая сердечная недостаточность

3. о. сосудистая недостаточность (обморок, коллапс, шок)

4. артериальная гипертензия

5. нарушения сердечного ритма (ЭС, пароксизмальная тахикардия, мерцание-трепетание предсердий и желудочков)

6. нарушения проводимости

7. коронарная недостаточность

8. гипертензия малого круга кровообращения.

9. хроническое легочное сердце

10. нарушение бронхиальной проходимости

11. уплотнение легочной ткани

12. полость в легком

13. повышенная воздушность легочной ткани (эмфизема)

14. ателектаз (обтурационный и компрессионный)

15. скопление жидкости в плевральной полости

16. скопление воздуха в плевральной полости

17. дыхательная недостаточность

18. плевральное раздражение

19. бронхиальное раздражение

20. дисфагия

21. желудочная диспепсия

22. кишечная диспепсия

23. абдоминальный болевой

24. мальабсорбция и мальдигестия

25. желтухи: печеночная, подпеченочная, надпеченочная

26. портальная гипертензия

27. гепатоспленомегалия

28. холестаз

29. цитолиз

30. нефротический

31. нефритический

32. почечная артериальная гипертензия

33. почечная эклампсия

34. почечная недостаточность (острая и хроническая)

25. анемический

26. геморрагический

27. диабетическая и гипогликемическая комы

28. ожирение и кахексия

29. гиперфункция щитовид. железы (тиреотоксикоз)

30. гипофункция щитовидной железы (гипотиреоз)

31. гипер- и гипокортицизм

32. хроническая гипергликемия

33. суставной

34. анафилактический шок

 

 

II.  Основы частной патологии (общие представления об этиологии и патогенезе, симптоматология, основные принципы лечения). Решение ситуационных клинических задач с выделением ведущих синдромов и постановкой простого диагноза по следующим нозологиям:

 

 

1. Острый и хронический бронхит.

2. Пневмония очаговая и крупозная.

3. Бронхоэктатическая болезнь.

4. Абсцесс легкого.

5. Бронхиальная астма.

6. Плевриты (сухие и экссудативные).

7. Рак легких (центральный и периферический).

8. Острая ревматическая лихорадка.

9. Недостаточность митрального клапана.

10. Стеноз левого атриовентрикулярного отверстия.

11. Недостаточность клапана аорты.

12. Стеноз устья аорты.

13. Пороки трикуспидального клапана.

14. ИБС: стенокардия.

15. ИБС: инфаркт миокарда.

16. Гипертоническая болезнь.

17. Симптоматические артериальные гипертензии.

18. Гастриты.

19. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

20. Рак желудка.

21. Гепатиты.

22. Циррозы печени.

23. Желчнокаменная болезнь.

24. Острый гломерулонефрит.

25. Хронический гломерулонефрит.

26. Пиелонефрит.

27. Мочекаменная болезнь.

28. Постгеморрагическая анемия (острая и хроническая).

29. В12- и фолиево-дефицитная анемия.

30. Острый лейкоз.

31. Хронический миелолейкоз.

32. Хронический лимфолейкоз.

33. Острая лучевая болезнь.

34. Алиментарное и гипофизарное ожирение.

35. Диффузный токсический зоб, зоб узловой.

36. Сахарный диабет.

37. Ревматоидный артрит.

38. Остеоартроз.

 

 

 

III. Расшифровка ЭКГ и формулировка заключения

(ритм, частота, эл. ось, электрокардиографические синдромы)

 

 

IV. Интерпретация лабораторных методов исследования

(лабораторные симптомы, синдромы)

 

 

1. общий анализ крови

2. общий анализ мочи

3. общий анализ мокроты

4. биохимические пробы печени

5. анализ мочи по Нечипоренко

6. анализ мочи по Зимницкому

7. копрограмма

8. дуоденальное зондирование

 

  

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Примерный перечень вопросов к экзамену и структура билета по пропедевтике внутренних болезней для студентов

ПЕДИАТРИЧЕСКОГО факультета

 

I. Симптоматология

         1. Наружное исследование

  1. Изменения, выявляемые при общем осмотре пациента, их диагностическое значение.
  2. Клиническая характеристика коматозного состояния.
  3. Изменения, выявляемые при исследовании кожных покровов, их диагностическое значение.
  4. Варианты положения больного, их диагностическое значение.
  5. Изменения, выявляемые при исследовании подкожной жировой клетчатки, их диагностическое значение. Определение ИМТ, его диагностическое значение.
  6. Изменения, выявляемые при исследовании периферических лимфоузлов, их диагностическое значение.
  7. Изменения, выявляемые при исследовании костей и мышц, их диагностическое значение.
  8. Изменения, выявляемые при исследовании суставов и позвоночника, их диагностическое значение.

2. Система дыхания

  1. Кашель, его характеристика, виды, механизм возникновения и диагностическое значение.
  2. Мокрота: её виды и характер при различных заболеваниях органов дыхания. Кровохаркание, лёгочное кровотечение (диагностическое значение).
  3. Одышка: ее виды и механизм возникновения при различных заболеваниях органов дыхания. Удушье. Виды нарушений ритма и глубины дыхания.
  4. Боли в грудной клетке: механизм возникновения и особенности при различных заболеваниях органов дыхания.
  5. Изменения, выявляемые при осмотре грудной клетки при различных заболеваниях органов дыхания: их механизм и диагностическое значение.
  6. Изменения, выявляемые при пальпации грудной клетки при различных заболеваниях органов дыхания: их механизм и диагностическое значение.
  7. Изменения, выявляемые при сравнительной и топографической перкуссии грудной клетки при различных заболеваниях органов дыхания: их механизм и диагностическое значение.
  8. Основной дыхательный шум: виды в норме и патологии, механизмы образования, диагностическое значение.
  9. Побочные дыхательные шумы: виды, механизмы образования, отличительные особенности, диагностическое значение.
  10. Плевральная пункция. Характеристика плевральных экссудатов, диагностическое значение. Отличие экссудатов от транссудатов.

3. Система кровообращения

  1. Боли в грудной клетке при ССЗ: виды, механизм возникновения, детализация, диагностическое значение.
  2. Симптоматика левожелудочковой сердечной недостаточности (жалобы, объективные данные): механизм развития.
  3. Симптоматика правожелудочковой сердечной недостаточности (жалобы, объективные данные): механизм развития.
  4. Жалобы, связанные с изменениями АД. Нормальное АД. Степени артериальной гипертензии.
  5. Свойства пульса на лучевых артериях: характеристика в норме и патологии, диагностическое значение изменений. Диагностическое значение изменений, выявляемых при аускультации сосудов.
  6. Изменения, выявляемые при осмотре и пальпации области сердца: их механизм и диагностическое значение.
  7. Границы относительной и абсолютной сердечной тупости, ширина сосудистого пучка: механизм и диагностическое значение их изменений. Виды конфигурации сердца.
  8. Тоны сердца. Механизм образования, ослабления и усиления тонов. Ритмы галопа, ритм «перепела», раздвоение (расщепление) тонов: механизм образования, диагностическое значение.
  9. Шумы сердца: виды, механизмы возникновения, характеристика в зависимости от фаз сердечного цикла, отличие функциональных шумов от органических. Экстракардиальные шумы: механизм образования и диагностическое значение.

4. Пищеварительная и гепатобилиарная системы

  1. Абдоминальные боли: виды, механизм возникновения, характеристика при различных заболеваниях органов брюшной полости.
  2. Жалобы, характеризующие желудочную диспепсию: механизм возникновения, характеристика при различных заболеваниях.
  3. Жалобы, характеризующие кишечную диспепсию: механизм возникновения, характеристика при различных заболеваниях.
  4. Кровотечение из пищеварительного тракта: виды, симптоматика, диагностическое значение.
  5. Жалобы больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей: механизм возникновения, характеристика при различных заболеваниях.
  6. Желтуха: виды, субъективные, объективные и параклинические симптомы, диагностическое значение.
  7. Изменения, выявляемые при наружном исследовании при заболеваниях печени и желчевыводящих путей: их механизм и диагностическое значение.
  8. Изменения, выявляемые при осмотре и пальпации живота при заболеваниях печени и желчевыводящих путей: их механизм и диагностическое значение.
  9. Изменения, выявляемые при исследовании селезенки: их диагностическое значение, субъективные, объективные и параклинические симптомы при этих изменениях.
  10. Основные жалобы при заболеваниях поджелудочной железы: механизм возникновения, детализация, диагностическое значение.
  11. Объективные и параклинические симптомы поражения поджелудочной железы: их механизм и диагностическое значение.

5. Мочевыделительная, эндокринная, кроветворная системы

  1. Боли при заболеваниях мочевыделительной системы: виды, механизмы возникновения, характеристики, диагностическое значение.
  2. Почечные отеки: механизмы возникновения, характеристики, диагностическое значение.
  3. Нарушения мочеиспускания: виды, механиз