МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для прохождения учебной клинической практики
«Помощник палатной и процедурной медицинской сестры терапевтического отделения»
для студентов специальности 31.05.03 «Стоматология»
ВВЕДЕНИЕ
Практика в качестве помощника палатной и процедурной медицинской сестры проводится в IV семестре по окончании теоретического обучения. Базами для проведения практики являются городские клинические больницы г. Кемерово, а также больницы городов Кемеровской области – согласно заключенным договорам.
Не менее, чем за 1 месяц до начала производственной практики отдел практики совместно с преподавателем – руководителем практики проводят общее собрание со студентами 2 курса, на котором знакомят студентов с программой практики и оглашают порядок распределения студентов различных учебных групп по базам практики.
С программой практики студент также может ознакомиться на сайте медицинского университета.
Структура отчета отражает виды работ по практике, включая самостоятельную работу студентов, в нем указывают приобретенные умения.
Основной формой контроля практики является «Дневник практики» (Приложение 1).
Каждый студент заполняет дневник с подробным описанием выполненной работы за текущий день. Ежедневно дневник подписывает старшая медицинская сестра отделения и преподаватель от кафедры, ответственный за проведение производственной практики. В дневнике студент указывает характер выполненной им работы и перечисляет все практические умения, которыми он овладел.
Перечень умений, которые студент освоил за период практики, помещается в дневник практики студента в форме сводной таблицы (Приложение 2).
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета студента и отзыва (характеристики) руководителя практики от лечебного учреждения (Приложение 3).
При написании характеристики по итогам производственной практики должны быть отражены: уровень теоретической подготовки; владение практическими навыками и манипуляциями; выполнение основ этики и деонтологии; проведение санитарно-просветительской работы, а также деятельность студента в период практики. Указывается степень теоретической подготовки студента, качество выполненной работы, отражается трудовая дисциплина студента, недостатки в работе студента, если они имели место.
По итогам аттестации выставляется оценка. Оценка заносится в соответствующую графу зачетной книжки студента.
Кураторами практики студентов от медицинского университета являются преподаватели кафедры, с которыми решаются все текущие вопросы практики на рабочем месте. О преподавателях, назначенных руководителями практики, сообщается на общем собрании перед началом практики.
Обязанности руководителя практики.
До выхода студентов на практику:
- ознакомить студентов с программой практики;
- с требованиями, предъявляемыми к внешнему виду;
- с правилами ведения отчетной документации на практике;
- сообщить о месте и времени прохождения производственной практики
- о порядке проведения аттестации.
В период прохождения практики:
- в день выхода студентов сопроводить их на рабочие места;
- совместно с общим руководителем провести инструктаж по ТБ;
- регулярно следить за соблюдением студентами трудовой дисциплины, внешнего вида, правил внутреннего распорядка;
- регулярно контролировать ведение дневников и другой документации;
- оказывать необходимую помощь студентам в совершенствовании исполнения обязательных манипуляций;
- консультировать студентов по вопросам практики;
- оказывать помощь студентам и проверять готовность отчетной документации студентов к аттестации практики;
- осуществлять контроль выполнения графика работы студентов, совместно с непосредственными руководителями, за правильностью занятости студентов в период практики.
Обязанности студента на практике:
- Своевременно пройти медицинский осмотр.
- Явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики.
- Получить пакет документов в отделе практики.
- В первый день практики прийти на базу практики к 8 часам утра, и представиться общему руководителю (главной м/с, зам. главного по лечебной работе).
- Быть одетым строго по форме и следить за ее чистотой. Иметь сменную обувь.
- Работать строго по графику. Продолжительность практики 6 часов в день. Пропущенные дни, даже по уважительной причине, отрабатываются в дополнительное время.
- Ознакомиться с документацией структурных подразделений ЛПУ (поликлиника, стационар, приемный покой, в отделениях - процедурные кабинеты, пост и т.д.).
- Активно участвовать в общественной жизни структурных подразделений, а также в санитарно-просветительной работе.
- Бережно относиться к имуществу лечебно-профилактических учреждений.
- Быть дисциплинированными, спокойными и вежливыми в обращении с товарищами по работе, с больными и их родственниками, в отделениях соблюдать тишину и порядок.
- Ежедневно и аккуратно вести дневники, заполнять листы обязательных манипуляций.
- Ежедневно подавать дневники на проверку непосредственным руководителям практики.
Цели и задачи практики:
- закрепление полученных ранее на кафедрах пропедевтики внутренних болезней теоретических знаний и практических умений по общему уходу за больными;
- ознакомление с работой лечебно-профилактического учреждения, современными сестринскими технологиями;
- приобретение практических навыков по оказанию неотложной помощи, совершенствование практических навыков работы в качестве помощника палатной и процедурной медсестры;
- приобретение студентами профессиональных навыков и умений медицинской сестры, закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении общего ухода;
- приобретение практического опыта работы в лечебно-профилактическом учреждении, в том числе работа с обязательной медицинской документацией и больными;
- развитие профессионального мышления;
- проведение санитарно-профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни.
В результате прохождения практики студент должен:
Знать:
- санитарно-эпидемиологический режим лечебно-профилактических учреждений;
- организацию работы медсестринского поста;
- организацию работы процедурного кабинета;
- организацию работы приемного покоя;
- методы транспортировки больных;
- технику безопасности при работе медицинской сестры лечебно-профилактического учреждения;
- технику и деонтологические аспекты ухода за больными;
- способы термометрии и уход за температурящими больными;
- организацию питания больных в лечебных учреждениях;
- методы воздействия на кровообращение;
- способы введения лекарственных средств;
- взятие на анализы выделений больного;
- подготовку больных к лабораторным и инструментальным методам исследования;
- вопросы оказания неотложной помощи больным при кровотечениях, коматозных состояниях, болевых приступах, обмороках, коллапсе, травматических повреждениях, ожогах и обморожении;
- вопросы ухода за умирающими больными и правила обращения с трупом.
Уметь:
- поддерживать санитарно-эпидемиологический режим лечебно-профилактических учреждений;
- транспортировать больных;
- работать в качестве помощника постовой и медицинской сестры;
- осуществлять уход за больными;
- измерять температуру тела больного и заполнять температурный лист;
- определять срок годности лекарственных препаратов и раздавать лекарственные препараты;
- выполнять оксигенотерапию;
- делать подкожные, внутрикожные, внутримышечные и внутривенные инъекции;
- выполнять постановку горчичников, компрессов;
- делать промывание желудка;
- ставить очистительные клизмы;
- проводить забор выделений больного на анализы;
- подготовить больного к проведению лабораторных и рентгенологических методов исследований;
- оказать неотложную помощь больным при кровотечениях, коматозных состояниях, болевых приступах, обмороках, коллапсе, травматических повреждениях, ожогах и обморожении;
- проводить санитарно-профилактическую работу.
Владеть:
- заполнения медицинской документации приемного покоя, процедурного кабинета и медицинского поста;
- приема и санитарной обработки больных при поступлении в стационар;
- заполнения медицинской документации постовой медицинской сестры;
- смены постельного и нательного белья;
- профилактики пролежней согласно государственного стандарта;
- кормления больных;
- приготовления и подачи грелки больному;
- правил хранения и выписки ядовитых и сильнодействующих лекарственных препаратов;
- измерения артериального давления;
- измерения частоты пульса и дыхания с графической регистрацией в температурном листе;
- подготовки рук для работы в процедурном кабинете;
- проведения текущей дезинфекции в терапевтическом отделении и в приемном покое.
Ознакомиться с:
- организацией работы терапевтических отделений лечебно-профилактических учреждений,
- организацией работы приемного покоя лечебно-профилактических учреждений;
- обязательной медицинской документацией приемного покоя, медицинского поста, процедурного кабинета;
- техникой выполнения промывания желудка, взятия желудочного сока, дуоденального содержимого;
- техникой катетеризации мочевого пузыря;
- техникой определения группы крови.
Примерная тематика санбюллетеней:
- Как пережить жару.
- Как жить с сахарным диабетом (гипертонической болезнью, бронхиальной астмой, язвенной болезнью).
- Как жить после инфаркта миокарда (инсульта).
- Болезни «грязных рук».
- Питание пациента (с ИБС, гипертонической болезнью, сахарным диабетом, язвенной болезнью, заболеваниями мочевыделительной системы, избыточной массой тела, пожилого и старческого возраста).
- Туберкулез.
- Вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков).
- Вирусный гепатит (А, В, С).
- ВИЧ: мифы и реальность.
- Факты о генномодифицированных продуктах.
- Ложная энергия (энергетические напитки).
Вопросы для подготовки к зачету
- Этика и деонтология в работе медицинской сестры.
- Основные принципы организации работы приемного отделения стационара. Прием больных в стационар. Обязанности медицинской сестры приёмного отделения.
- Преемственность в работе стационара и поликлиники.
- Структура и принципы работы терапевтических отделений стационара. Понятие о лечебно-охранительном режиме, санэпидрежиме.
- Правила транспортировки больных на каталке, носилках и руках.
- Гигиена медицинского персонала.
- Осмотр на наличие педикулеза и санобработка.
- Санитарная обработка больных в приёмном отделении.
- Личная гигиена больного.
- Уход за ушами, носом, глазами больного.
- Правила организации и проведение гигиенических ванн.
- Техника проведения подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций.
- Осложнения при инъекциях их профилактика и лечение.
- Промывание желудка, техника проведения.
- Техника проведения дуоденального зондирования.
- Клизмы, виды клизм. Проведение очистительной клизмы.
- Измерение температуры тела.
- Правила ухода за тяжелобольным, смена нательного и постельного белья.
- Техника антропометрических измерений.
- Наложение согревающего компресса.
- Профилактика пролежней и их лечение.
- Определение пульса. Характеристики пульса.
- Измерение артериального давления по методу Короткова.
- Сбор биологического материала (мокроты, мочи, кала) для лабораторного исследования.
- Подготовка больного к рентгенологическому исследованию.
- Подготовка больного к УЗИ органов брюшной полости, к эндоскопическим исследованиям органов пищеварения, экскреторной урографии.
- Питание больных. Техника зондового кормления.
- Первая помощь при гипертермическом, судорожном синдромах.
- Первая помощь при рвоте; приступе бронхиальной астмы, кровотечении.
- Техника непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
Основная литература:
- Андреева Т.А. Общий уход за больными Учебное пособие М. РИОР 2005 г.
- Бойко Ю.М. Палатная медсестра Учебное пособие. Издательство Феникс М. 2001 г.
- Моисеев В.С., Моисеев С.В., Кобалава Ж.Д. Внутренние болезни с основами доказательной медицины и клинической фармакологией. ГЗОТАР – Медиа., М. – 2008 г.
- Ослопов В.Н, Богоявленский О.В. — Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Гэотар-Мед, 2007 г.
- Пауткин Ю.Ф. Элементы общего ухода за больным. Учебное пособие. – М., 2003 г.
- Пауткин Ю.Ф. Климов А.Е. Ведение больного в хирургической клинике. Руководство для студентов. – М., 2007 г.
- Петров С.В. Общая хирургия . Учебник. – М., 2007 г.
- Туркина Н.В., Филенко А.Б., и др. Общий уход за больными. – М : Товарищество научных изданий КМК, 2007 – 550 с.
Дополнительная литература:
- Гребнев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.И. Основы общего ухода за больным - М., 1999 г
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике (для медицинских училищ) – М., 1995 г.
Приложение 1
ФГБОУ ВО КемГМУ МЗ РФ
ДНЕВНИК
УЧЕБНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ПОМОЩНИК ПАЛАТНОЙ И ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»
студента стоматологического факультета, группы № _________
___________________________________________________
( фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики ________________________
__________________________________________________________________
(район, город, больница)
Сроки прохождения практики: с "___" ___________ 20__г.
по "___" ___________ 20__г.
Руководитель практики:
____________________________
(ФИО преподавателя кафедры)
Практика зачтена с оценкой «__________________»
(подпись преподавателя кафедры)
Кемерово, (год)
страница 2
I. Характеристика лечебного учреждения, отделения.
страница 3
II. Инструктаж по технике безопасности.
С инструкцией по технике безопасности ознакомлен __________________
(ФИО, подпись)
Инструктаж провел ____________________________________________
(должность, ФИО)
Дата
Печать лечебного учреждения
страница 4 и далее
III. Ежедневный отчет о работе
дата/ время |
Содержание и объем выполненной работы |
Кол-во |
Подпись м/с |
7.07.12 8.00-8.45 8.45-10.00
10.00-10.30
10.30-12.30
12.30-14.00
14.00-14.45 |
Пульмонологическое отделение Раскладывал таблетки для приема в обед Работа в процедурном кабинете. Делал подкожные инъекции (область инъекций, дозировка, наименование препаратов) - внутримышечные инъекции (область инъекций, дозировка, наименование препаратов) - внутривенные инъекции (область инъекции, дозировка, наименование препаратов) Производил дезинфекцию шприцев однократного применения замачиванием в 5% р-ре хлорамина Б на 1 час. Производил обработку процедурного кабинета 1% р-ром хлорамина (обработка горизонтальных поверхностей и стен) Готовил перевязочный материал Марлевые салфетки Марлевые шарики Турунды Ватные шарики для инъекций Работа в процедурном кабинете. Заполнял и ставил системы для в/в вливаний (дозировка, наименование препаратов) Производил контроль санитарного состояния тумбочек Работа в процедурном кабинете. Разводил антибиотики (дозировка, наименование препаратов) Делал внутримышечные инъекции (область инъекций) |
5
10
2
20
1
1
20 30 3 100
5
30
15
15 |
|
Примечание: в дневнике, помимо ежедневной практической деятельности, отражается санитарно-просветительская работа студента, участие в конференциях и др.
Приложение 2
Сводный отчет по учебной клинической практике
«ПОМОЩНИК ПАЛАТНОЙ И ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»
Студента (ФИО) ____________________________________________________
группы № _____ стоматологического факультета,
проходившего практику с _________ по _________ 20__ г.
на базе ________________________________ больницы _________________
(наименование лечебного учреждения) (города/района)
в ____________________________ отделении
№ п/п |
Наименование практических умений |
Кол-во
|
1 |
Заполнение титульного листа медицинской карты стационарного больного |
|
2 |
Выявление педикулеза, полная и частичная санитарная обработка больного |
|
3 |
Приготовление дез.растворов, влажная обработка процедурной и перевязочной |
|
4 |
Определение роста, массы тела, окружности грудной клетки пациента |
|
5 |
Взятие мазка из зева и носа |
|
6 |
Выполнение описи вещей больного |
|
7 |
Транспортировка больного, перекладывание больного с каталки на постель |
|
8 |
Прием и сдача дежурств |
|
9 |
Учет, хранение, раскладывание и раздача лекарств |
|
10 |
Предстерилизационная обработка инструментария |
|
11 |
Смена нательного и постельного белья, пользование функциональной кроватью |
|
12 |
Проведение утреннего туалета больного |
|
13 |
Подача подкладного судна, мочеприемника, подмывание больного |
|
14 |
Профилактика и лечение пролежней |
|
15 |
Уход за глазами, ушами, полостью рта и носа |
|
16 |
Раздача пищи больным, кормление тяжелобольного, введение пищи через назогастральный зонд, уход за зондом и стомой |
|
17 |
Составление порционного требования |
|
18 |
Измерение температуры тела, определение частоты пульса и дыхания, измерение АД, регистрация результатов |
|
19 |
Сбор мочи, кала, мокроты для лабораторного исследования |
|
20 |
Постановка горчичников, согревающего и холодного компрессов |
|
21 |
Подготовка и подача грелки больному, пузыря со льдом |
|
22 |
Промывание желудка толстым зондом |
|
23 |
Постановка очистительной, сифонной, лекарственной клизмы |
|
24 |
Выполнение дуоденального зондирования |
|
25 |
Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером, введение газоотводной трубки |
|
26 |
Выполнение: а) подкожных инъекций |
|
б) внутримышечных инъекций |
|
|
в) внутривенных инъекций |
|
|
27 |
Заполнение и постановка системы для внутривенного капельного вливания |
|
28 |
Подача увлажненного кислорода больному |
|
29 |
Подготовка больных к эндоскопическому, рентгеноскопическому, ультразвуковому исследованию |
|
Приложение 3
ХАРАКТЕРИСТИКА
студента ______________________________________ группы № ______ стоматологического факультета фГБОУ ВО КемГМу МЗ РФ, проходившего учебную клиническую практику с ________ по _______ 20__ г. на базе ___________________________________________________________.
__________________________________________________________________
За время прохождения практики «Помощник палатной и процедурной медицинской сестры терапевтического отделения» _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Старшая медицинская сестра отделения
_______________
(подпись)
М.П.