МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
«ПОМОЩНИК ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»
для студентов специальности 31.05.01 «Лечебное дело»
ВВЕДЕНИЕ
Практика в качестве помощника процедурной медицинской сестры проводится в VI семестре по окончании теоретического обучения. Базами для проведения практики являются городские клинические больницы г. Кемерово, а также больницы городов Кемеровской области – согласно заключенным договорам.
Не менее, чем за 1 месяц до начала практики отдел практики совместно с преподавателем – руководителем практики проводят общее собрание со студентами 3 курса, на котором знакомят студентов с программой практики и оглашают порядок распределения студентов различных учебных групп по базам производственной практики.
С программой практики студент также может ознакомиться на сайте медицинского университета.
Структура отчета отражает виды работ по практике, включая самостоятельную работу студентов, в нем указывают приобретенные умения.
Основной формой контроля практики является «Дневник практики» (Приложение 1).
Каждый студент заполняет дневник с подробным описанием выполненной работы за текущий день. Ежедневно дневник подписывает старшая медицинская сестра отделения и преподаватель от кафедры, ответственный за проведение практики. В дневнике студент указывает характер выполненной им работы и перечисляет все практические умения, которыми он овладел.
Перечень умений, которые студент освоил за период практики, помещается в дневник практики студента в форме сводной таблицы (Приложение 2).
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета студента и отзыва (характеристики) руководителя практики от лечебного учреждения (Приложение 3).
При написании характеристики по итогам практики должны быть отражены: уровень теоретической подготовки; владение практическими навыками и манипуляциями; выполнение основ этики и деонтологии; проведение санитарно-просветительской работы, а также деятельность студента в период практики. Указывается степень теоретической подготовки студента, качество выполненной работы, отражается трудовая дисциплина студента, недостатки в работе студента, если они имели место.
По итогам аттестации выставляется оценка. Оценка заносится в соответствующую графу зачетной книжки студента.
Кураторами практики студентов от медицинского университета являются преподаватели кафедры, с которыми решаются все текущие вопросы практики на рабочем месте. О преподавателях, назначенных руководителями практики, сообщается на общем собрании перед началом практики.
Обязанности руководителя практики.
До выхода студентов на практику:
- ознакомить студентов с программой практики;
- с требованиями, предъявляемыми к внешнему виду;
- с правилами ведения отчетной документации на практике;
- сообщить о месте и времени прохождения производственной практики
- о порядке проведения аттестации.
В период прохождения практики:
- в день выхода студентов сопроводить их на рабочие места;
- совместно с общим руководителем провести инструктаж по ТБ;
- регулярно следить за соблюдением студентами трудовой дисциплины, внешнего вида, правил внутреннего распорядка;
- регулярно контролировать ведение дневников и другой документации;
- оказывать необходимую помощь студентам в совершенствовании исполнения обязательных манипуляций;
- консультировать студентов по вопросам практики;
- оказывать помощь студентам и проверять готовность отчетной документации студентов к аттестации практики;
- осуществлять контроль выполнения графика работы студентов, совместно с непосредственными руководителями, за правильностью занятости студентов в период практики.
Обязанности студента на практике:
- Своевременно пройти медицинский осмотр.
- Явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики.
- Получить пакет документов в отделе практики.
- В первый день практики прийти на базу практики к 8 часам утра, и представиться общему руководителю (главной м/с, зам. главного по лечебной работе).
- Быть одетым строго по форме и следить за ее чистотой. Иметь сменную обувь.
- Работать строго по графику. Продолжительность практики 6 часов в день. Пропущенные дни, даже по уважительной причине, отрабатываются в дополнительное время.
- Ознакомиться с документацией структурных подразделений ЛПУ (поликлиника, стационар, приемный покой, в отделениях - процедурные кабинеты, пост и т.д.).
- Активно участвовать в общественной жизни структурных подразделений, а также в санитарно-просветительной работе.
- Бережно относиться к имуществу лечебно-профилактических учреждений.
- Быть дисциплинированными, спокойными и вежливыми в обращении с товарищами по работе, с больными и их родственниками, в отделениях соблюдать тишину и порядок.
- Ежедневно и аккуратно вести дневники, заполнять листы обязательных манипуляций.
- Ежедневно подавать дневники на проверку непосредственным руководителям практики.
Цели и задачи практики
Целью практики является приобретение организационных и закрепление лечебно-диагностических, профилактических и практических умений, включая неотложную помощь, необходимых на этапе оказания доврачебной медицинской помощи.
Задачами практики являются:
- знакомство с работой среднего медицинского персонала лечебных учреждений;
- формирование умений по диагностике и оказанию помощи при неотложных состояниях;
- овладение умениями проведения профилактической и санитарно-просветительной работы, необходимыми в работе врача любой специальности;
- приобретение умений выполнения подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций;
- приобретение и закрепление умений медсестры процедурного кабинета.
В результате прохождения практики студент должен:
Знать:
- основные этапы работы процедурной медицинской сестры;
- оснащение и документацию процедурного кабинета;
- должностные инструкции медсестры процедурного кабинета;
- этапы обработки медицинского инструментария;
- цели, задачи и принципы работы ЦСО;
- принципы соблюдения инфекционной безопасности;
- уровни мытья рук;
- технику безопасности при работе с биологическими жидкостями;
- правила выписывания и получения лекарственных средств отделением в лечебно-профилактическом учреждении;
- правила хранения и учета наркотических, сильнодействующих, и дорогостоящих лекарств.
Уметь:
- использовать защитную одежду (халат, маску, очки, перчатки, щитки) в практической деятельности;
- правильно работать с медицинской документацией;
- измерять пульс, АД, частоту дыхания, температуру тела;
- контролировать водный баланс;
- накладывать жгут;
- делать подкожные и внутримышечные инъекции;
- проводить венепункцию для забора крови;
- проводить внутривенные вливания;
- подготавливать системы для переливания компонентов крови и кровезаменителей;
- обрабатывать руки до и после манипуляции;
- соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями;
- обработать руки и слизистые при возможном контакте с биологическими жидкостями;
- осуществлять дезинфекцию и утилизацию использованного одноразового медицинского инструментария;
- осуществлять предстерилизационную очистку предметов медицинского назначения;
- осуществлять контроль качества предстерилизационной очистки;
- определить цену деления шприца;
- собрать шприц со стерильного стола и из крафтпакета;
- подготовить одноразовый шприц к применению;
- приготовить лекарственное средство к применению;
- набрать лекарственное средство из ампулы или флакона;
- заполнить систему для внутривенного капельного вливания;
- осуществлять контроль за состоянием пациента при введении лекарственных средств.
Владеть:
- методикой определения группы крови;
- методикой забора крови для лабораторного исследования;
- методикой постановки подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций.
Примерная тематика санбюллетеней:
- Как пережить жару.
- Как жить с сахарным диабетом (гипертонической болезнью, бронхиальной астмой, язвенной болезнью).
- Как жить после инфаркта миокарда (инсульта).
- Болезни «грязных рук».
- Питание пациента (с ИБС, гипертонической болезнью, сахарным диабетом, язвенной болезнью, заболеваниями мочевыделительной системы, избыточной массой тела, пожилого и старческого возраста).
- Туберкулез.
- Вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков).
- Вирусный гепатит (А, В, С).
- ВИЧ: мифы и реальность.
- Факты о генномодифицированных продуктах.
- Ложная энергия (энергетические напитки).
Список вопросов для подготовки к зачёту:
- Этика и деонтология в работе медицинской сестры.
- Структура и принципы работы терапевтических отделений больницы. Понятие о больничном режиме.
- Гигиена медицинского персонала. Уровни обработки рук медперсонала.
- Правила приготовления дезинфицирующих хлорсодержащих рабочих растворов.
- Правила дезинфекции жидких биоматериалов.
- Действия медсестры при подготовке процедурного кабинета к работе.
- Алгоритм действий медсестры при проведении текущей дезинфекции процедурного кабинета.
- Уборка процедурного кабинета в конце рабочего дня.
- Генеральная уборка процедурного кабинета.
- Отходы класса «Б»: правила сбора, дезинфекции, хранения и удаления.
- Действия медсестры при попадании потенциально-инфицированного биоматериала на кожу, слизистые, при уколах и порезах.
- Действия медсестры при подготовке к проведению манипуляции больному с ВИЧ-инфекцией или вирусным гепатитом.
- Мероприятия первой помощи при аварийных ситуациях.
- Универсальные меры предосторожности при возможном контакте с биологическими жидкостями.
- Меры индивидуальной профилактики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов в ЛПУ.
- Состав аптечки первой помощи.
- Алгоритм действий медсестры при обращении с лекарственными средствами.
- Определение пульса. Характеристики пульса.
- Измерение артериального давления по методу Короткова.
- Сбор биологического материала (крови) для лабораторного исследования.
- Первая помощь при гипертермическом, судорожном синдромах.
- Первая помощь при рвоте; приступе бронхиальной астмы, кровотечении.
- Первая помощь при анафилактическом шоке, отеке Квинке, крапивнице.
- Техника непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
- Техника сборки шприца.
- Техника сборки системы для внутривенной инфузии.
- Показания, противопоказания для парентерального введения лекарств.
- Осложнения после подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций, внутривенных инфузий и оказание помощи при них.
- Правила введения гепарина.
- Правила введения инсулина.
- Правила ухода за интравенозным катетером.
- Осложнения, связанные с уходом и эксплуатацией интравенозного катетера и их профилактика.
- Технология переливания крови.
- Определение группы крови.
- Осложнения при переливании крови.
Список тем рефератов:
- Философия сестринского дела.
- Анафилактический шок и меры помощи при нём.
- Педикулез: выявление, обработка.
- Стандарты ведения больных с пролежнями.
- Роль и место небулайзерной терапии в ведении больных с пульмонологическими заболеваниями.
- Подходы к амбулаторной кислородотерапии больных с хроническими заболеваниями дыхательной системы.
- Диета для больных с атеросклерозом.
- Питание при подагре.
- Роль медицинской сестры в реабилитации больных с инфарктом миокарда (хронической сердечной недостаточностью, бронхиальной астмой, язвенной болезнью).
- Меры неотложной помощи больным с диабетическими комами.
- Современные подходы к реанимации больных.
- Проблемы констатации времени смерти: правовые и этические аспекты.
Основная литература:
- Андреева Т.А. Общий уход за больными Учебное пособие М. РИОР 2005 г.
- Бойко Ю.М. Палатная медсестра Учебное пособие. Издательство Феникс М. 2001 г.
- Моисеев В.С., Моисеев С.В., Кобалава Ж.Д. Внутренние болезни с основами доказательной медицины и клинической фармакологией. ГЗОТАР – Медиа., М. – 2008 г.
- Ослопов В.Н, Богоявленский О.В. — Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Гэотар-Мед, 2007 г.
- Пауткин Ю.Ф. Элементы общего ухода за больным. Учебное пособие. – М., 2003 г.
- Пауткин Ю.Ф. Климов А.Е. Ведение больного в хирургической клинике. Руководство для студентов. – М., 2007 г.
- Петров С.В. Общая хирургия . Учебник. – М., 2007 г.
- Туркина Н.В., Филенко А.Б., и др. Общий уход за больными. – М : Товарищество научных изданий КМК, 2007 – 550 с.
Дополнительная литература:
- Гребнев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.И. Основы общего ухода за больным - М., 1999 г
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике (для медицинских училищ) – М., 1995 г.
- Справочник главной (старшей) медицинской медсестры: в 2х томах, - М.: Грант, 1998.
Приложение
ФГБОУ ВО КемГМУ МЗ РФ
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
ДНЕВНИК
ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПОМОЩНИК ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»
студента III курса лечебного факультета, группы № _________
___________________________________________________
( фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики ________________________
__________________________________________________________________
(район, город, больница)
Сроки прохождения практики: с "___" ___________ 20__г.
по "___" ___________ 20__г.
Руководитель практики:
____________________________
(ФИО преподавателя кафедры)
Практика зачтена с оценкой «__________________»
(подпись преподавателя кафедры)
Кемерово, (год)
страница 2
I. Характеристика лечебного учреждения, отделения.
страница 3
II. Инструктаж по технике безопасности.
С инструкцией по технике безопасности ознакомлен __________________
(ФИО, подпись)
Инструктаж провел ____________________________________________
(должность, ФИО)
Дата
Печать лечебного учреждения
страница 4 и далее
III. Ежедневный отчет о работе
Дата / время |
Содержание и объем выполненной работы |
Кол-во |
Подпись м/с |
7.07.13 8.00-9.15
9.15-10.15
10.15-12.00
12.00-13.00
13.00-14.00 |
Пульмонологическое отделение Делал инъекции
Подготавливал системы для внутривенных инфузий. Делал внутривенные инфузии Убирал системы для внутривенных инфузий. Участвовал в проведении плевральной пункции Производил санитарную обработку процедурного кабинета Снимал назначения из листов назначений Заполнял журнал назначений. |
5
10
8 5
8
2
15 |
|
Примечание: в дневнике, помимо ежедневной практической деятельности, отражается санитарно-просветительская работа студента, участие в конференциях и др.
Приложение 1
Сводный отчет по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
«ПОМОЩНИК ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»
Студента (ФИО) ____________________________________________________
Группы № _____ III курса лечебного факультета,
проходившего практику с _________ по _________ 20__ г.
на базе ________________________________ больницы _________________
(наименование лечебного учреждения) (города/района)
в ____________________________ отделении
№ п/п |
Наименование практических умений |
Кол-во |
1 |
Приготовление дез.растворов, влажная обработка помещений отделения |
|
2 |
Прием и сдача дежурств |
|
3 |
Измерение температуры тела, определение частоты пульса и дыхания, измерение АД, контроль водного баланса, регистрация результатов |
|
4 |
Выполнение: а) подкожных инъекций |
|
б) внутримышечных инъекций |
|
|
в) внутривенных инъекций |
|
|
5 |
Заполнение и постановка системы для внутривенного капельного вливания |
|
8 |
Венепункция и забор крови для лабораторного исследования |
|
9 |
Уход за внутривенным катетером |
|
11 |
Определение группы крови |
|
12 |
Плевральная пункция |
|
13 |
|
|
Приложение 2
ХАРАКТЕРИСТИКА
студента ______________________________________ группы № ______ лечебного факультета ФГБОУ ВО КемГМУ МЗ РФ,
проходившего практику с ________ по ________ 20__ г. на базе ___________________________________________________________.
__________________________________________________________________
За время прохождения практики «Помощник процедурной медицинской сестры терапевтического отделения» ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Старшая медицинская сестра отделения
_______________
(подпись)
М.П.