Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

«ПОМОЩНИК ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»

для студентов специальности 31.05.01  «Лечебное дело»

 

ВВЕДЕНИЕ

Практика в качестве помощника палатной медицинской сестры проводится в IV семестре по окончании теоретического обучения. Базами для проведения  практики являются городские клинические больницы г. Кемерово, а также больницы городов Кемеровской области – согласно заключенным договорам.

Не менее, чем за 1 месяц до начала  практики отдел  практики совместно с преподавателем – руководителем практики проводят общее собрание со студентами 2 курса, на котором знакомят студентов с программой практики и оглашают порядок распределения студентов различных учебных групп по базам  практики.

С программой практики студент также может ознакомиться на сайте медицинской академии.

Структура отчета отражает виды работ по практике, включая самостоятельную работу студентов, в нем указывают приобретенные умения.

Основной формой контроля  практики является «Дневник производственной практики» (Приложение 1).

Каждый студент заполняет дневник с подробным описанием выполненной работы за текущий день. Ежедневно дневник подписывает старшая медицинская сестра отделения и преподаватель от кафедры, ответственный за проведение  практики. В дневнике студент указывает характер выполненной им работы и перечисляет все практические умения, которыми он овладел.

Перечень умений, которые студент освоил за период практики, помещается в дневник практики студента в форме сводной таблицы (Приложение 2).

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета студента и отзыва (характеристики) руководителя практики от лечебного учреждения (Приложение 3).

При написании характеристики по итогам практики должны быть отражены: уровень теоретической подготовки; владение практическими навыками и манипуляциями; выполнение основ этики и  деонтологии; проведение санитарно-просветительской работы, а также деятельность студента в период практики. Указывается степень теоретической подготовки студента, качество выполненной работы, отражается трудовая дисциплина студента, недостатки в работе студента, если они имели место.

По итогам аттестации выставляется оценка. Оценка заносится в соответствующую графу зачетной книжки студента.

           Кураторами практики студентов от медицинского университета являются преподаватели кафедры, с кото­рыми решаются все текущие вопросы практики на рабочем месте. О преподавателях, назначенных ру­ководителями практики, сообщается на общем собрании перед нача­лом практики.

 

Обязанности руководителя практики.

До выхода студентов на практику:

  • ознакомить студентов с программой практики;
  • с требованиями, предъявляемыми к внешнему виду;
  • с правилами ведения отчетной документации на практике;
  • сообщить о месте и времени прохождения производственной практики
  • о порядке проведения аттестации

В период прохождения производственной практики:

  • в день выхода студентов сопроводить их на рабочие места;
  • совместно с общим руководителем провести инструктаж по ТБ;
  • регулярно следить за соблюдением студентами трудовой дисциплины, внешнего вида, правил внутреннего распорядка;
  •  регулярно контролировать ведение дневников и другой документации;
  • оказывать необходимую помощь студентам в совершенствовании исполнения обязательных манипуляций;
  •  консультировать студентов по вопросам практики;
  • оказывать помощь студентам и проверять готовность отчетной документации студентов к аттестации практики;
  • осуществлять контроль выполнения графика работы студентов, совместно с непосредственными руководителями, за правильностью занятости студентов в период практики.

Обязанности студента на  практике:

  • Своевременно пройти медицинский осмотр.
  • Явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики.
  • Получить пакет документов в отделе практики.
  • В первый день практики прийти на базу практики к 8 часам утра, и представиться общему руководителю (главной м/с, зам. главного по лечебной работе).
  • Быть одетым строго по форме и следить за ее чистотой. Иметь сменную обувь.
  • Работать строго по графику. Продолжитель­ность практики 6 часов в день. Пропущенные дни, даже по уважительной причине, отрабатываются в дополнительное время.
  • Ознакомиться с до­кументацией структурных подразделений ЛПУ (поли­клиника, стационар, приемный покой, в отделениях - про­цедурные кабинеты, пост и т.д.).
  • Ак­тивно участво­вать в общественной жизни структурных подразделений, а также в санитарно-просвети­тельной работе.
  • Бережно   относиться  к  имуществу лечебно-профилактических учреждений.
  • Быть дисциплинированными, спокой­ны­ми и вежливыми в обращении с товарищами по работе, с больными и их родственниками, в отделениях соблю­дать тишину и порядок.
  • Ежедневно и аккуратно вести днев­ники, заполнять листы обязательных манипуляций.
  • Ежедневно  подавать  дневники на проверку непосредственным руководителям практики.

 

Цели и задачи производственной практики

Целями  практики являются:

  • ознакомление студентов с работой лечебно-профилактических учреждений;
  • обучение студентов основным этапам работы палатной медицинской сестры;
  • применение студентами на практике в условиях стационара основных манипуляций палатной медицинской сестры;
  • воспитание неукоснительного соблюдения правил деонтологии и этики.

Задача  практики – овладение основными практическими умениями палатной медицинской сестры (в отделениях различного профиля клинического стационара). Указанная задача включает в себя:

  • знакомство со структурой и организацией работы многопрофильных лечебных учреждений;
  • знакомство с работой отделений терапевтического профиля, диагностических и лечебных кабинетов, приемного отделения, внутрибольничной аптеки;
  • изучение оформления листов назначений, правил выписки, получения, хранения и выдачи лекарственных средств пациентам;
  • знакомство с упаковками лекарственных средств и листками-вкладышами (в объёме лекарственных средств, имеющихся на сестринских постах и во внутрибольничной аптеке и др.);
  • приобретение навыков ухода за тяжелобольными (уход за кожей и профилактика пролежней, смена нательного и постельного белья, подача судна и мочеприемника, помощь при приёме пищи);
  • освоение основных умений наблюдения за больными (оценка состояния сознания, исследование пульса, измерение АД, термометрия);
  • отработка практических умений при проведении следующих процедур: кислородотерапия, кварцевание помещений, постановка банок, горчичников, грелок, компрессов, очистительных клизм, промывание желудка, а также закапывание капель в глаза, нос, уши, раздача лекарственных форм пациентам;
  • ознакомление с характером санпросветработы в лечебном учреждении.

 

В результате прохождения  практики студент должен:

     Знать:

  • основные этапы работы палатной медицинской сестры;
  • требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала;
  • уровни мытья рук;
  • сущность лечебно-охранительного режима, его значение для пациента;
  • приемы перемещения и изменения положения тела пациента в постели;
  • принципы гигиенического ухода;
  • факторы риска и стадии образования пролежней;
  • правила сбора и транспортировки грязного белья;
  • цели и методы оксигенотерапии;
  • понятие, виды, периоды лихорадки;
  • основные принципы сбалансированного и рационального питания, характеристику основных лечебных столов;
  • организацию питания пациентов в стационаре;
  • виды клизм;
  • показания, противопоказания и возможные осложнения при применении газоотводной трубки, катетеризации мочевого пузыря;
  • технику безопасности при работе с биологическими материалами;
  • факторы риска возникновения несчастных случаев у пациентов различного возраста;
  • факторы риска в работе медсестры (физические, химические, биологические, психологические);
  • правила выписывания и получения лекарственных средств отделением в лечебно-профилактическом учреждении;
  • правила хранения и учета наркотических, сильнодействующих, и дорогостоящих лекарств;
  • принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа;
  • знать потребности умирающего человека, его семьи, близких;

 Уметь:

  • работать с медицинской документацией поступающих больных;
  • четко и своевременно выполнять все предписания;
  • проводить антропометрию;
  • проводить санитарную обработку больных, термометрию, заполнять температурные листы;
  • подготовить постель больному, заменить постель тяжелобольному пациенту, обработать полость рта и носа, глаза, уши у тяжелых больных;
  • ухаживать за ногтями, волосами, кожей пациента;
  • оказать помощь при недержании мочи, кала;
  • пользоваться функциональной кроватью и другими приспособлениями для создания удобного положения для больного;
  • определять пульс, частоту дыхательных движений и т.д.;
  • проводить простейшие физиотерапевтические процедуры (банки, горчичники, компрессы, грелки, пузырь для льда);
  • собрать на лабораторное исследование мочу, кал, анализ мокроты, направить их в лабораторию;
  • подготовить инструментарий для проведения очистительной, сифонной клизмы;
  • оказать первую помощь больным при рвоте, болях в области сердца и т.д.;
  • оказать помощь больному при возбуждении;
  • контролировать состояние больного по данным следящей аппаратуры;
  • осуществлять полную и частичную санитарную обработку пациента;
  • производить осмотр пациента с целью выявления педикулеза, организовать соответствующие противоэпидемические мероприятия, пользоваться противопедикулезной укладкой;
  • оформлять титульный лист «Медицинской карты стационарного больного»;
  • оформлять карту выбывшего из стационара;
  • регистрировать пациента в журнале учета приема больных и отказов от госпитализации;
  • транспортировать больного в лечебное учреждение;
  • использовать защитную одежду в практической деятельности;
  • обрабатывать руки до и после манипуляции;
  • обрабатывать руки и слизистые при контакте с биологическими жидкостями;
  • готовить дезинфицирующие растворы различных концентраций;
  • оказать первую помощь при попадании дезинфицирующих средств на кожу и слизистые;
  • осуществлять дезинфекцию предметов ухода за пациентами, белья, инструментов;
  • проводить влажную уборку помещений лечебно-профилактического учреждения с применением дезинфицирующих средств;
  • проводить проветривание и кварцевание помещений;
  • проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников;
  • осуществлять безопасную транспортировку пациентов;
  • пользоваться функциональной кроватью;
  • оказать помощь пациенту при изменении положения тела в постели;
  • применять грелку, пузырь для льда, горчичники, банки;
  • поставить холодный, горячий, согревающий компресс;
  • измерять температуру тела в подмышечных впадинах и регистрировать результаты измерения;
  • проводить дезинфекцию термометров и правильно хранить их;
  • оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки;
  • составить порционное требование;
  • кормить тяжелобольного из ложки и поильника;
  • осуществлять уход за пациентом с постоянным катетером;
  • осуществлять контроль физиологических отправлений;
  • оказать помощь при рвоте;
  • промыть желудок пациенту, находящемуся в сознании;
  • взять промывные воды желудка на исследование;
  • работать с листом назначений;
  • оформлять направления на лабораторные и инструментальные исследования;
  • собрать мокроту на общий анализ и для бактериологического исследования;
  • собрать мочу на общий анализ, для исследования по методу Нечипоренко, по Зимницкому, на глюкозу, диастазу и для бактериологического исследования;
  • взять материал на копрологическое исследование, на определение скрытой крови, яйца гельминтов, для бактериологического исследования;
  • транспортировать биологический материал в лабораторию;
  • раздать лекарственные средства для энтерального применения;
  • обучить пациента правилам приема различных лекарственных средств;
  • подготовить пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительной и мочевыделительной систем;
  • подготовить пациента к УЗИ;
  • осуществлять этапы сестринского процесса и их документальное оформление;
  • констатировать биологическую смерть и обращаться с трупом.

 Владеть:

  • методикой санитарной обработки лечебных и диагностических помещений лечебного учреждения;
  • простейшими методами физического воздействия на организм больного;
  • методикой ухода за больными с заболеваниями различных органов и систем;
  • особенностями ухода за тяжелобольными и агонирующими больными.

 

Примерная тематика санбюллетеней:

  1. Как пережить жару.
  2. Как жить с сахарным диабетом (гипертонической болезнью, бронхиальной астмой, язвенной болезнью).
  3. Как жить после инфаркта миокарда (инсульта).
  4. Болезни «грязных рук».
  5. Питание пациента (с ИБС, гипертонической болезнью, сахарным диабетом, язвенной болезнью, заболеваниями мочевыделительной системы, избыточной массой тела, пожилого и старческого возраста).
  6. Туберкулез.
  7. Вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков).
  8. Вирусный гепатит (А, В, С).
  9. ВИЧ: мифы и реальность.
  10. Факты о генномодифицированных продуктах.
  11. Ложная энергия (энергетические напитки).

 

Список тем рефератов:

  1. Философия сестринского дела.
  2. Медицинская этика и деонтология в современных условиях (биомедицинская этика).
  3. Этика и деонтология при работе обучающихся в отделении.
  4. Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний.
  5. Особенности дезинфекции различных предметов ухода и медицинского назначения.
  6. Правила эксплуатации, хранения и техники безопасности при работе с инструментарием и электроаппаратурой.
  7. Безопасная транспортировка тяжелобольного внутри лечебного учреждения. Основы эргономики и биомеханики.
  8. Внутрибольничная инфекция.
  9. Современные подходы к организации диетического питания больных в стационаре.
  10. Пролежни: причины, профилактика, лечение.
  11. Стандарты ведения больных с пролежнями.
  12. Профилактика острых аллергозов.
  13. Немедикаментозные методы лечения.
  14. Профилактическая медицина.
  15. Особенности работы медицинских сестер в отделениях сестринского ухода.
  16. Особенности работы медицинских сестер в хосписах.
  17. Обучение пациентов и их родственников приемам самоконтроля.
  18. Обучение пациентов и их родственников приемам самопомощи.
  19. Особенности ухода за больными с патологией органов дыхания.
  20. Роль и место небулайзерной терапии в ведении больных с пульмонологическими заболеваниями.
  21. Кислородотерапия у больных с хроническими заболеваниями дыхательной системы.
  22. Особенности ухода за больными с патологией органов кровообращения.
  23. Диета для больных с атеросклерозом.
  24. Особенности ухода за больными с патологией мочевыделительной системы.
  25. Особенности ухода за больными с патологией органов пищеварения.
  26. Особенности ухода за больными с поражением костно-мышечной системы.
  27. Уход за больными пожилого и старческого возраста.
  28. Причины и факторы риска преждевременного старения.
  29. Особенности реакций на болезнь и стресс у лиц пожилого и старческого возраста.
  30. Основные методы определения биологического возраста человека.
  31. Особенности общения, сбора информации и выполнения этапов сестринского процесса у лиц пожилого и старческого возраста.
  32. Питание при подагре.
  33. Современные подходы к реанимации больных.
  34. Проблемы констатации времени смерти: правовые и этические аспекты.

 

      1. Список вопросов для подготовки к зачёту (в полном объёме):

 

  1. Этика и деонтология в работе медицинской сестры.
  2. Основные принципы организации работы приемного покоя больницы. Прием больных в стационар. Обязанности медицинской сестры приёмного покоя.
  3. Преемственность в работе больницы и поликлиники.
  4. Структура и принципы работы терапевтических отделений больницы. Понятие о больничном режиме.
  5. Гигиена медицинского персонала.
  6. Санитарная обработка больных в приёмном покое (обработка больного при обнаружении педикулёза). Личная гигиена больного.
  7. Правила организации и проведение гигиенических ванн.
  8. Промывание желудка, техника проведения.
  9. Уход за ушами, носом, глазами больного.
  10. Техника проведения дуоденального зондирования.
  11. Клизмы, виды клизм. Проведение очистительной клизмы.
  12. Измерение температуры тела.
  13. Правила ухода за тяжелобольным, смена нательного и  постельного белья.
  14. Техника антропометрических измерений.
  15. Наложение согревающего компресса.
  16. Профилактика пролежней и их лечение.
  17. Правила транспортировки больных на каталке, носилках и руках.
  18. Осмотр на наличие педикулеза и санобработка.
  19. Определение пульса. Характеристики пульса.
  20. Измерение артериального давления по методу Короткова.
  21. Сбор биологического материала (мокроты, мочи, кала) для лабораторного исследования.
  22. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию (мочевой системы, желудка, тонкого и толстого кишечника).
  23. Подготовка больного к УЗИ органов брюшной полости, к эндоскопическим исследованиям органов пищеварения, экскреторной урографии.
  24. Питание больных. Техника зондового кормления.
  25. Первая помощь при гипертермическом, судорожном синдромах.
  26. Первая помощь при рвоте; приступе бронхиальной астмы, кровотечении.
  27. Техника непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких

 

Основная литература:

 

  1. Андреева Т.А. Общий уход за больными Учебное пособие М. РИОР 2005 г.
  2. Бойко Ю.М. Палатная медсестра Учебное пособие. Издательство Феникс М. 2001 г.
  3. Моисеев В.С., Моисеев С.В., Кобалава Ж.Д. Внутренние болезни с основами доказательной медицины и клинической фармакологией. ГЗОТАР – Медиа., М. – 2008 г.
  4. Ослопов В.Н, Богоявленский О.В. — Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Гэотар-Мед, 2007 г.
  5. Пауткин Ю.Ф. Элементы общего ухода за больным.  Учебное пособие. – М., 2003 г.
  6. Пауткин Ю.Ф. Климов А.Е. Ведение больного в хирургической клинике.  Руководство для студентов. – М., 2007 г.
  7. Петров С.В. Общая хирургия . Учебник. – М., 2007 г.
  8. Туркина Н.В., Филенко А.Б., и др. Общий уход за больными. – М : Товарищество научных изданий КМК, 2007 – 550 с

Дополнительная литература:

  1. Гребнев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.И. Основы общего ухода за больным  - М., 1999 г
  2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике (для медицинских училищ) – М., 1995 г

 


Приложение 


ФГБОУ ВО КемГМУ МЗ РФ

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

 

 

 

ДНЕВНИК

ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОМОЩНИК ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»

 

студента  II курса лечебного факультета, группы № _________

___________________________________________________

( фамилия, имя, отчество)

 

Место прохождения  практики ________________________

__________________________________________________________________

(район, город, больница)

 

 

 

Сроки прохождения  практики: с "___" ___________  20__г.

                                                                          по "___" ___________  20__г.

 

 

Руководитель практики:

____________________________

(ФИО преподавателя кафедры)

 

 

Практика зачтена с оценкой «__________________»

 

(подпись преподавателя кафедры)

 

 

 

Кемерово, (год)


страница 2

I. Характеристика лечебного учреждения, отделения.


страница 3

II.  Инструктаж по технике безопасности.

С инструкцией по технике безопасности ознакомлен __________________

                                                                                    (ФИО, подпись)

Инструктаж провел ____________________________________________

                                     (должность, ФИО)

 

Дата

Печать лечебного учреждения


страница 4 и далее

III. Ежедневный отчет о работе

Дата / время

Содержание и объем выполненной работы

Кол-во

Подпись м/с

   7.07.12

8.00-9.15

 

 

 

 

9.15-10.15

10.15-12.00

 

 

 

 

12.00-13.00

 

13.00-14.00

Пульмонологическое отделение

Делал инъекции

  • подкожные (область инъекций, дозировка, наименование препаратов)
  • внутримышечные (область инъекций, дозировка, наименование препаратов)

Кварцевание палат

Раскладывал таблетки для приема в обед и  ужин

Провожал больных на УЗИ

Провожал больных на рентгенологическое исследование

Производил контроль санитарного состояния и обработку тумбочек

Помогал кормить тяжелобольных

Расклеивал результаты лабораторных исследований в истории болезни

 

 

5

 

 

10

3

 

30

3

 

2

 

 

30

2

15

 

 

Примечание: в дневнике, помимо ежедневной практической деятельности, отражается санитарно-просветительская работа студента, участие в конференциях и др.


Приложение 1

 

Сводный отчет по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

«ПОМОЩНИК ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»

Студента (ФИО) ____________________________________________________

  Группы № _____ II курса лечебного факультета,

проходившего  практику с _________ по _________ 20__ г.

на базе ________________________________ больницы _________________

         (наименование лечебного учреждения)                      (города/района)

в ____________________________   отделении

№ п/п

Наименование практических умений

Кол-во

1

Заполнение титульного листа медицинской карты стационарного больного

 

2

Выявление педикулеза, полная и частичная санитарная обработка больного

 

3

Приготовление дез.растворов, влажная обработка помещений отделения

 

4

Определение роста, массы тела, окружности грудной клетки пациента

 

5

Взятие мазка из зева и носа

 

6

Выполнение описи вещей больного

 

7

Транспортировка больного, перекладывание больного с каталки на постель

 

8

Прием и сдача дежурств

 

9

Учет, хранение, раскладывание и раздача лекарств

 

11

Смена нательного и постельного белья, пользование функциональной кроватью

 

12

Проведение утреннего туалета больного

 

13

Подача подкладного судна, мочеприемника, подмывание больного

 

14

Профилактика и лечение пролежней

 

15

Уход за глазами, ушами, полостью рта и носа

 

16

Раздача пищи больным, кормление тяжелобольного, введение пищи через назогастральный зонд, уход за зондом и стомой

 

17

Составление порционного требования

 

18

Измерение температуры тела, определение частоты пульса и дыхания, измерение АД, регистрация результатов

 

19

Сбор мочи, кала, мокроты для лабораторного исследования

 

20

Постановка горчичников, согревающего и холодного компрессов

 

21

Подготовка и подача больному грелки, пузыря со льдом

 

23

Постановка очистительной, сифонной, лекарственной клизмы

 

24

Выполнение дуоденального зондирования

 

25

Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером, введение газоотводной трубки

 

26

Выполнение: а) подкожных инъекций

 

                       б) внутримышечных инъекций

 

27

Заполнение и постановка системы для внутривенного капельного вливания 

 

28

Подача увлажненного кислорода больному

 

29

Подготовка больных к эндоскопическому, рентгеноскопическому, ультразвуковому исследованию

 

 

 


Приложение 2

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

студента ______________________________________ группы № ______ лечебного факультета ФГБОУ ВО КемГМУ МЗ РФ,

проходившего  практику с ________по_______ 20________ г. на базе ___________________________________________________________.

__________________________________________________________________

 

За время прохождения  практики «Помощник палатной медицинской сестры терапевтического отделения»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                   

 

 

Старшая медицинская сестра отделения

                                                                                        _______________

                                                                                                              (подпись)

                   М.П.