Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для прохождения  практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

«ПОМОЩНИК ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»

для студентов специальности 31.05.01  «Лечебное дело»

 

ВВЕДЕНИЕ

Практика в качестве помощника процедурной медицинской сестры проводится в VI семестре по окончании теоретического обучения. Базами для проведения практики являются городские клинические больницы г. Кемерово, а также больницы городов Кемеровской области – согласно заключенным договорам.

Не менее, чем за 1 месяц до начала  практики отдел  практики совместно с преподавателем – руководителем практики проводят общее собрание со студентами 3 курса, на котором знакомят студентов с программой практики и оглашают порядок распределения студентов различных учебных групп по базам производственной практики.

С программой практики студент также может ознакомиться на сайте медицинского университета.

Структура отчета отражает виды работ по практике, включая самостоятельную работу студентов, в нем указывают приобретенные умения.

Основной формой контроля  практики является «Дневник практики» (Приложение 1).

Каждый студент заполняет дневник с подробным описанием выполненной работы за текущий день. Ежедневно дневник подписывает старшая медицинская сестра отделения и преподаватель от кафедры, ответственный за проведение практики. В дневнике студент указывает характер выполненной им работы и перечисляет все практические умения, которыми он овладел.

Перечень умений, которые студент освоил за период практики, помещается в дневник практики студента в форме сводной таблицы (Приложение 2).

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета студента и отзыва (характеристики) руководителя практики от лечебного учреждения (Приложение 3).

При написании характеристики по итогам практики должны быть отражены: уровень теоретической подготовки; владение практическими навыками и манипуляциями; выполнение основ этики и  деонтологии; проведение санитарно-просветительской работы, а также деятельность студента в период практики. Указывается степень теоретической подготовки студента, качество выполненной работы, отражается трудовая дисциплина студента, недостатки в работе студента, если они имели место.

По итогам аттестации выставляется оценка. Оценка заносится в соответствующую графу зачетной книжки студента.

           Кураторами практики студентов от медицинского университета являются преподаватели кафедры, с кото­рыми решаются все текущие вопросы практики на рабочем месте. О преподавателях, назначенных ру­ководителями практики, сообщается на общем собрании перед нача­лом практики.

 

Обязанности руководителя практики.

До выхода студентов на практику:

  • ознакомить студентов с программой практики;
  • с требованиями, предъявляемыми к внешнему виду;
  • с правилами ведения отчетной документации на практике;
  • сообщить о месте и времени прохождения производственной практики
  • о порядке проведения аттестации.

В период прохождения  практики:

  • в день выхода студентов сопроводить их на рабочие места;
  • совместно с общим руководителем провести инструктаж по ТБ;
  • регулярно следить за соблюдением студентами трудовой дисциплины, внешнего вида, правил внутреннего распорядка;
  • регулярно контролировать ведение дневников и другой документации;
  • оказывать необходимую помощь студентам в совершенствовании исполнения обязательных манипуляций;
  • консультировать студентов по вопросам практики;
  • оказывать помощь студентам и проверять готовность отчетной документации студентов к аттестации практики;
  • осуществлять контроль выполнения графика работы студентов, совместно с непосредственными руководителями, за правильностью занятости студентов в период практики.

Обязанности студента на  практике:

  • Своевременно пройти медицинский осмотр.
  • Явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики.
  • Получить пакет документов в отделе практики.
  • В первый день практики прийти на базу практики к 8 часам утра, и представиться общему руководителю (главной м/с, зам. главного по лечебной работе).
  • Быть одетым строго по форме и следить за ее чистотой. Иметь сменную обувь.
  • Работать строго по графику. Продолжитель­ность практики 6 часов в день. Пропущенные дни, даже по уважительной причине, отрабатываются в дополнительное время.
  • Ознакомиться с до­кументацией структурных подразделений ЛПУ (поли­клиника, стационар, приемный покой, в отделениях - про­цедурные кабинеты, пост и т.д.).
  • Ак­тивно участво­вать в общественной жизни структурных подразделений, а также в санитарно-просвети­тельной работе.
  • Бережно   относиться  к  имуществу лечебно-профилактических учреждений.
  • Быть дисциплинированными, спокой­ны­ми и вежливыми в обращении с товарищами по работе, с больными и их родственниками, в отделениях соблю­дать тишину и порядок.
  • Ежедневно и аккуратно вести днев­ники, заполнять листы обязательных манипуляций.
  • Ежедневно  подавать  дневники на проверку непосредственным руководителям практики.

 

Цели и задачи  практики

Целью практики является приобретение организационных и закрепление лечебно-диагностических, профилактических и практических умений, включая неотложную помощь, необходимых на этапе оказания доврачебной медицинской помощи.

Задачами  практики являются:

  • знакомство с работой среднего медицинского персонала лечебных учреждений;
  • формирование умений по диагностике и оказанию помощи при неотложных состояниях;
  • овладение умениями проведения профилактической и санитарно-просветительной работы, необходимыми в работе врача любой специальности;
  • приобретение умений выполнения подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций;
  • приобретение и закрепление умений медсестры процедурного кабинета.

 

В результате прохождения  практики студент должен:

  Знать:

  • основные этапы работы процедурной медицинской сестры;
  • оснащение и документацию процедурного кабинета;
  • должностные инструкции медсестры процедурного кабинета;
  • этапы обработки медицинского инструментария;
  • цели, задачи и принципы работы ЦСО;
  • принципы соблюдения инфекционной безопасности;
  • уровни мытья рук;
  • технику безопасности при работе с биологическими жидкостями;
  • правила выписывания и получения лекарственных средств отделением в лечебно-профилактическом учреждении;
  • правила хранения и учета наркотических, сильнодействующих, и дорогостоящих лекарств.

Уметь:

  • использовать защитную одежду (халат, маску, очки, перчатки, щитки) в практической деятельности;
  • правильно работать с медицинской документацией;
  • измерять пульс, АД, частоту дыхания, температуру тела;
  • контролировать водный баланс;
  • накладывать жгут;
  • делать подкожные и внутримышечные инъекции;
  • проводить венепункцию для забора крови;
  • проводить внутривенные вливания;
  • подготавливать системы для переливания компонентов крови и кровезаменителей;
  • обрабатывать руки до и после манипуляции;
  • соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями;
  • обработать руки и слизистые при возможном контакте с биологическими жидкостями;
  • осуществлять дезинфекцию и утилизацию использованного одноразового медицинского инструментария;
  • осуществлять предстерилизационную очистку предметов медицинского назначения;
  • осуществлять контроль качества предстерилизационной очистки;
  • определить цену деления шприца;
  • собрать шприц со стерильного стола и из крафтпакета;
  • подготовить одноразовый шприц к применению;
  • приготовить лекарственное средство к применению;
  • набрать лекарственное средство из ампулы или флакона;
  • заполнить систему для внутривенного капельного вливания;
  • осуществлять контроль за состоянием пациента при введении лекарственных средств.

 Владеть:

  • методикой определения группы крови;
  • методикой забора крови для лабораторного исследования;
  • методикой постановки подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций.

 

Примерная тематика санбюллетеней:

  1. Как пережить жару.
  2. Как жить с сахарным диабетом (гипертонической болезнью, бронхиальной астмой, язвенной болезнью).
  3. Как жить после инфаркта миокарда (инсульта).
  4. Болезни «грязных рук».
  5. Питание пациента (с ИБС, гипертонической болезнью, сахарным диабетом, язвенной болезнью, заболеваниями мочевыделительной системы, избыточной массой тела, пожилого и старческого возраста).
  6. Туберкулез.
  7. Вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков).
  8. Вирусный гепатит (А, В, С).
  9. ВИЧ: мифы и реальность.
  10. Факты о генномодифицированных продуктах.
  11. Ложная энергия (энергетические напитки).

 

Список вопросов для подготовки к зачёту:

  1. Этика и деонтология в работе медицинской сестры.
  2. Структура и принципы работы терапевтических отделений больницы. Понятие о больничном режиме.
  3. Гигиена медицинского персонала. Уровни обработки рук медперсонала.
  4. Правила приготовления дезинфицирующих хлорсодержащих рабочих растворов.
  5. Правила дезинфекции жидких биоматериалов.
  6. Действия медсестры при подготовке процедурного кабинета к работе.
  7. Алгоритм действий медсестры при проведении текущей дезинфекции процедурного кабинета.
  8. Уборка процедурного кабинета в конце рабочего дня.
  9. Генеральная уборка процедурного кабинета.
  10. Отходы класса «Б»: правила сбора, дезинфекции, хранения и удаления.
  11. Действия медсестры при попадании потенциально-инфицированного биоматериала на кожу, слизистые, при уколах и порезах.
  12. Действия медсестры при подготовке к проведению манипуляции больному с ВИЧ-инфекцией или вирусным гепатитом.
  13. Мероприятия первой помощи при аварийных ситуациях.
  14. Универсальные меры предосторожности при возможном контакте с биологическими жидкостями.
  15. Меры индивидуальной профилактики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов в ЛПУ.
  16. Состав аптечки первой помощи.
  17. Алгоритм действий медсестры при обращении с лекарственными средствами.
  18. Определение пульса. Характеристики пульса.
  19. Измерение артериального давления по методу Короткова.
  20. Сбор биологического материала (крови) для лабораторного исследования.
  21. Первая помощь при гипертермическом, судорожном синдромах.
  22. Первая помощь при рвоте; приступе бронхиальной астмы, кровотечении.
  23. Первая помощь при анафилактическом шоке, отеке Квинке, крапивнице.
  24. Техника непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
  25. Техника сборки шприца.
  26. Техника сборки системы для внутривенной инфузии.
  27. Показания, противопоказания для парентерального введения лекарств.
  28. Осложнения после подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций, внутривенных инфузий и оказание помощи при них.
  29. Правила введения гепарина.
  30. Правила введения инсулина.
  31. Правила ухода за интравенозным катетером.
  32. Осложнения, связанные с уходом и эксплуатацией интравенозного катетера и их профилактика.
  33. Технология переливания крови.
  34. Определение группы крови.
  35. Осложнения при переливании крови.

 

Список тем рефератов:

  1. Философия сестринского дела.
  2. Анафилактический шок и меры помощи при нём.
  3. Педикулез: выявление, обработка.
  4. Стандарты ведения больных с пролежнями.
  5. Роль и место небулайзерной терапии в ведении больных с пульмонологическими заболеваниями.
  6. Подходы к амбулаторной кислородотерапии больных с хроническими заболеваниями дыхательной системы.
  7. Диета для больных с атеросклерозом.
  8. Питание при подагре.
  9. Роль медицинской сестры в реабилитации больных с инфарктом миокарда (хронической сердечной недостаточностью, бронхиальной астмой, язвенной болезнью).
  10. Меры неотложной помощи больным с диабетическими комами.
  11. Современные подходы к реанимации больных.
  12. Проблемы констатации времени смерти: правовые и этические аспекты.

 

 

Основная литература:

  1. Андреева Т.А. Общий уход за больными Учебное пособие М. РИОР 2005 г.
  2. Бойко Ю.М. Палатная медсестра Учебное пособие. Издательство Феникс М. 2001 г.
  3. Моисеев В.С., Моисеев С.В., Кобалава Ж.Д. Внутренние болезни с основами доказательной медицины и клинической фармакологией. ГЗОТАР – Медиа., М. – 2008 г.
  4. Ослопов В.Н, Богоявленский О.В. — Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Гэотар-Мед, 2007 г.
  5. Пауткин Ю.Ф. Элементы общего ухода за больным.  Учебное пособие. – М., 2003 г.
  6. Пауткин Ю.Ф. Климов А.Е. Ведение больного в хирургической клинике.  Руководство для студентов. – М., 2007 г.
  7. Петров С.В. Общая хирургия . Учебник. – М., 2007 г.
  8. Туркина Н.В., Филенко А.Б., и др. Общий уход за больными. – М : Товарищество научных изданий КМК, 2007 – 550 с.

Дополнительная литература:

  1. Гребнев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.И. Основы общего ухода за больным  - М., 1999 г
  2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике (для медицинских училищ) – М., 1995 г.
  3. Справочник главной (старшей) медицинской медсестры: в 2х томах,  - М.: Грант, 1998.

 

 


Приложение 


ФГБОУ ВО КемГМУ МЗ  РФ

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

 

 

 

ДНЕВНИК

ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОМОЩНИК ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»

студента  III курса лечебного факультета, группы № _________

___________________________________________________

( фамилия, имя, отчество)

 

Место прохождения  практики ________________________

__________________________________________________________________

(район, город, больница)

 

 

 

Сроки прохождения практики: с "___" ___________  20__г.

                                                                           по "___" ___________  20__г.

 

 

Руководитель практики:

____________________________

(ФИО преподавателя кафедры)

 

 

Практика зачтена с оценкой «__________________»

 

(подпись преподавателя кафедры)

 

 

 

Кемерово, (год)


страница 2

I. Характеристика лечебного учреждения, отделения.


страница 3

II.  Инструктаж по технике безопасности.

С инструкцией по технике безопасности ознакомлен __________________

                                                                                    (ФИО, подпись)

Инструктаж провел ____________________________________________

                                     (должность, ФИО)

 

Дата

Печать лечебного учреждения


страница 4 и далее

III. Ежедневный отчет о работе

Дата / время

Содержание и объем выполненной работы

Кол-во

Подпись м/с

   7.07.13

8.00-9.15

 

 

 

 

9.15-10.15

 

 

10.15-12.00

 

 

 

12.00-13.00

 

13.00-14.00

Пульмонологическое отделение

Делал инъекции

  • подкожные (область инъекций, дозировка, наименование препаратов)
  • внутримышечные (область инъекций, дозировка, наименование препаратов)

Подготавливал системы для внутривенных инфузий.

Делал внутривенные инфузии

Убирал системы для внутривенных инфузий.

Участвовал в проведении плевральной пункции

Производил санитарную обработку процедурного кабинета

Снимал назначения из листов назначений

Заполнял журнал назначений.

 

 

5

 

 

10

 

8

5

 

8

 

2

 

 

15

 

 

Примечание: в дневнике, помимо ежедневной практической деятельности, отражается санитарно-просветительская работа студента, участие в конференциях и др.

 


Приложение 1

Сводный отчет по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

«ПОМОЩНИК ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»

Студента (ФИО) ____________________________________________________

  Группы № _____ III курса лечебного факультета,

проходившего  практику с _________ по _________ 20__ г.

на базе ________________________________ больницы _________________

         (наименование лечебного учреждения)                      (города/района)

в ____________________________   отделении

№ п/п

Наименование практических умений

Кол-во

1

Приготовление дез.растворов, влажная обработка помещений отделения

 

2

Прием и сдача дежурств

 

3

Измерение температуры тела, определение частоты пульса и дыхания, измерение АД, контроль водного баланса, регистрация результатов

 

4

Выполнение: а) подкожных инъекций

 

                   б) внутримышечных инъекций

 

                    в) внутривенных инъекций

 

5

Заполнение и постановка системы для внутривенного капельного вливания 

 

8

Венепункция и забор крови для лабораторного исследования

 

9

Уход за внутривенным катетером

 

11

Определение группы крови

 

12

Плевральная пункция

 

13

 

 

 


Приложение 2

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

студента ______________________________________ группы № ______ лечебного факультета ФГБОУ ВО КемГМУ МЗ РФ,

проходившего  практику с ________ по ________ 20__ г. на базе ___________________________________________________________.

__________________________________________________________________

 

За время прохождения  практики «Помощник процедурной медицинской сестры терапевтического отделения» ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                   

 

 

Старшая медицинская сестра отделения

                                                                                        _______________

                                                                                                              (подпись)

                   М.П.